Образовательная программа «Структурная минералогия и материаловедение»

Образовательная программа предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в междисциплинарной области минералогии и материаловедения, ориентированных на разработку инновационных природоподобных технологий, направленных на решение приоритетных Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Программа не имеет аналогов на российском рынке образовательных услуг и реализуется на основе уникального опыта научных школ Санкт-Петербургского государственного университета и имеющегося современного оборудования Научного парка СПбГУ в области анализа структуры и свойств минералов и синтетических материалов. Основой программы является подготовка специалистов, владеющих современным инструментарием и навыками фундаментальных и прикладных научных исследований в области структурной минералогии и материаловедения для работы в научно-исследовательских, научно-образовательных и инновационно-технологических организациях Российской Федерации. Образовательная программа «Структурная минералогия и материаловедение» является междисциплинарной, что позволяет подготовить уникальных специалистов, способных исследовать как природные объекты, так и конструировать соединения с заданными свойствами, не имеющие аналогов в природе.

Преимущества образования

  • Программа ориентирована на теоретические и прикладные аспекты, связанные с созданием новых веществ и материалов (в том числе, наноматериалов) на основе знаний о минералах и структурах природного происхождения. Программа является единственной в своем роде и не имеет аналогов в российских вузах.
  • Междисциплинарность программы (на стыке геологии, химии, физики, биологии, медицины) позволяет подготовить уникальных специалистов-исследователей кристаллического вещества во всех его проявлениях, способных решать задачи в области изучения как природных (природоподобных) фаз, так и конструировать соединения с заданными свойствами, не имеющие аналогов в природе. Подобное сочетание навыков и знаний из различных научных направлений позволяет получать новые прорывные результаты.
  • В процессе обучения магистранты осваивают современные методы синтеза и исследования вещества, а также овладевают навыками работы на новейшем аналитическом оборудовании. При обучении используются междисциплинарные инструментальные ресурсные центры Научного парка СПбГУ, оснащенные новейшим оборудованием и современным программным обеспечением: «Рентгенодифракционные методы исследования», «Геомодель», «Магнитно-резонансные методы исследования» и др.
  • При обучении магистранты проходят научно-исследовательские практики, участвуют в российских и международных конференциях мирового уровня, а также имеют возможность проходить стажировки в ведущих европейских лабораториях.
  • Магистранты приобретают навыки самостоятельной научной и научно-исследовательской работы для решения фундаментальных и прикладных задач. Научная работа с использованием современных подходов и оборудования начинается с первого дня обучения. Полученные научные результаты публикуются в высокорейтинговых профильных  журналах.
  • Выпускники программы становятся уникальными специалистами и получают возможность заниматься решением вопросов одного из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации – разработкой инновационных природоподобных технологий.

Учебный план

Учебный план магистранта построен по принципу получения теоретических и практических знаний и навыков, необходимых для дальнейшей работы с кристаллическим веществом. Программа включает в себя базовые курсы, дающие необходимые знания для успешного освоения профессии, специализированные курсы с более углубленными теоретическими основами (необходимыми для научной работы), а также прикладные курсы с большим количеством лабораторных занятий для решения практических задач на производстве.

Особое место занимает научно-исследовательская работа, которая продолжается все время обучения. В работе решается конкретная научная и / или прикладная задача в области структурной минералогии и материаловедения. Для руководства работой зачастую привлекаются ведущие ученые из сторонних, как российских, так и зарубежных организаций.

Основные учебные курсы

  • Использование установок Megascience для исследования структуры минералов и материалов
  • Взаимосвязь состава, структуры и свойств минералов и производных от них материалов
  • Кристаллохимия, методы исследования и области применения радиоактивных минералов и материалов
  • Теоретические и практические аспекты рентгеноструктурного анализа
  • Биоминерализация и природоподобные биотехнологии
  • Структурный и химический полиморфизм минералов
  • Кристаллохимия минералов и материалов в экстремальных условиях
  • Физические свойства минералов и материалов
  • Прогнозирование свойств и получение функциональных материалов
  • Основы современного материаловедения
  • Классификация и области применения современных функциональных материалов
  • Особенности исследования кристаллической структуры минералоподобных и гибридных материалов
  • Термодинамика минералов и материалов
  • Космохимия и космическая минералогия
  • Методы дизайна и синтеза минералоподобных и гибридных материалов 

Основные направления исследований

  • Структурная минералогия
  • Дизайн и синтез современных материалов
  • Минералоподобные и гибридные функциональные материалы
  • Кристаллохимия соединений урана
  • Биоминералогия и биотехнологии
  • Органическая минералогия
  • Кристаллохимия высоких температур и давлений
  • Космическая минералогия

Международные связи (вузы-партнеры)

Магистранты могут воспользоваться различными программами студенческого обмена, возможными в рамках международных договоров СПбГУ с зарубежными университетами-партнерами. Студентам доступны международные программы академической мобильности — Campus Europae, ERANET-MUNDUS, Finnish-Russian Cross-Border University (CBU), Finnish-Russian Student Exchange Programme (FIRST), международные стипендии и гранты (POSCO Russia Fellowship, Fulbright и др.).

Плодотворные партнерские отношения сложились с университетами и научными организациями Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, США.

Практика и будущая карьера

Места прохождения практики

  • Организации Академии наук (Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова РАН, Кольский научный центр РАН, Институт вулканологии и сейсмологии РАН)
  • Государственные научно-производственные организации («Росатом»)
  • Научно-исследовательские организации (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского)

Выпускники готовы к следующим видам профессиональной деятельности в области исследования кристаллического вещества в России и за рубежом:

  • Научно-исследовательская — в академических, научно-исследовательских отраслевых институтах, высших учебных заведениях
  • Научно-производственная — в производственных организациях соответствующего профиля
  • Научно-педагогическая — в учреждениях общего среднего, профессионального среднего и высшего образования
  • Организационно-управленческая — в органах государственного управления природными ресурсами, в научных и производственных организациях, государственных и частных фирмах и компаниях соответствующего профиля
  • Проектная — в государственных и частных проектных организациях
  • Экспертная — в государственных и коммерческих организациях, ведущих разнообразные минералогические и материаловедческие работы

Ключевые профессии

  • кристаллограф
  • минералог
  • научный сотрудник (в соответствии с профилем)
  • преподаватель вуза (в соответствии с профилем)

Организации, в которых работают выпускники

  • Университеты России и мира, учреждения системы среднего и общего профессионального образования
  • Академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических, химических и физических проблем
  • Частные компании и собственный бизнес