Направление 05.04.01 «Геология»

Образовательная программа «Геология» сочетает универсальность геологического образования со специализацией в любой из областей современной геологической науки —от кристаллохимии до тектоники, от гидрогеологии до геофизики.

В процессе освоения программы магистрант получает знания исторических этапов развития, современного состояния и актуальных проблем геологической науки, методологии и методов комплексных геологических исследований при решении научных и прикладных задач.
Магистрант обучается современным методам планирования и организации исследований, проведения и документации наблюдений и экспериментов, методам обобщения и обработки данных.
Магистрант приобретает навыки самостоятельной научно-исследовательской, прикладной, педагогической работы, выбора необходимых методов исследования.

Профили подготовки магистров в 2017 году:

  1. Геммология и экспертиза камня
  2. Геофизика
  3. Геохимия и минералогия
  4. Гидрогеология
  5. Кристаллография и кристаллохимия
  6. Минерагения и геолого-экономическая оценка месторождений полезных ископаемых
  7. Петрология и изотопно-геологические исследования
  8. Тектоника, осадочная геология и палеонтология

Преимущества образования

  • Ряд направлений научной деятельности в области геологии не имеет аналогов в российских вузах (изотопная геология, молекулярная геохимия и биогеохимия)
  • При обучении используются междисциплинарные инструментальные ресурсные центры, оснащенные новейшим оборудованием и современным программным обеспечением: «Рентгенодифракционные методы исследования», «Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа», «Исследование и моделирование геологических и геоэкологических процессов и систем»
  • Сочетание широкого фундаментального геологического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого студента
  • Большой портфель курсов по выбору
  • Совместные научные проекты с ведущими зарубежными университетами и компаниями
  • Летняя полевая практика в интереснейших уголках России и мира.

Учебный план магистранта включает в себя дисциплины общенаучного, профессионального циклов, практики и научно-исследовательскую работу, что обеспечивает высокий уровень общегеологической подготовки. Специализация в определенных областях геологии и смежных наук достигается за счет изучения профильных профессиональных дисциплин. Курсы по выбору и научно-исследовательская работа магистра формируют его индивидуальную образовательную траекторию.

Обязательные курсы для всех профилей направления Геология: 

  • Геологические аспекты эволюции биосферы
  • История и методология геологических наук
  • Современные проблемы геологии
  • Эволюция Земли
  • Экономическая геология

Обязательные практики и формы НИР для всех профилей направления Геология:

  1. Научно-педагогическая практика
  2. Научно-исследовательская практика
  3. Научно-исследовательская работа
  4. Подготовка выпускной квалификационной работы

Подготовку магистрантов по программам ведут профессора и доценты, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами. К образовательному процессу ведущие специалисты академических, отраслевых институтов, предприятий топливно-энергетического комплекса, а также известные ученые и сотрудники зарубежных университетов и компаний.

Особое место занимает работа над выпускной квалификационной работой (ВКР), являющейся законченным научным исследованием. Для руководства магистрантом могут быть привлечены в качестве со-руководителей и консультантов ведущие исследователи сторонних организаций, в том числе и из-за рубежа. В этом случае диссертантам предоставляется возможность экспериментальных и аналитических исследований в зарубежных лабораториях. Темы, геологические и экспериментальные материалы ВКР тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников СПбГУ или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими магистрантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности.

Практика

Обучение предполагает прохождение научно-исследовательской практики, которая проводится в форме полевых (экспедиционных) исследований в разных регионах России или в лабораториях ведущих научных и производственных организаций.

Базы прохождения практики

  • Организации Академии наук (Институт геологии и геохронологии докембрия РАН, Институт химии силикатов им. И. В. Гребенщикова РАН);
  • Научно-исследовательские организации (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А. П. Карпинского, Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана им. И. С. Грамберга, Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт, Государственный гидрологический институт, Петербургская комплексная геологическая экспедиция, Всероссийское общество охраны природы, НИИ безопасности жизнедеятельности Республики Башкортостан, Городской музей Ангарска);
  • Государственные научно-производственные организации (Управление Западного военного округа, НПП по морским геолого-разведочным работам «Севморгео», ОАО «Ленгипротранс», Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному ФО, НПП «Геологоразведка», «Севзапгеология», «Урангео» РГЭЦ, «РГЭЦ» -филиала ФГУ-ГП «Урангео», «Водоканал Санкт-Петербурга», «Мурманская геолого-разведочная экспедиция», г. Апатиты, СФ «Минерал», ОАО «Мурманская геолого-разведочная экспедиция» и др.);
  • Частные научно-производственные компании (ЗАО «Теллур СПб», ЗАО «ЛенТИСИЗ», ЗАО «Метробетон», ЗАО «Миреко», ЗАО «Электромашсервис», ЗАО «Легипроречтранс», ЗАО «НПП ВИРГ-Рудгеофизика», ООО «ЛукойлКоми», ООО «Газпромнефть» и др.);
  • Зарубежные компании (Ecostandart group, Mining Exploration Network Ltd, Finland, «Шлюмберже Лоджелко, Инк.»)

Международные связи

Магистранты могут воспользоваться различными программами студенческого обмена, возможными в рамках международных договоров СПбГУ с зарубежными университетами-партнерами. Студентам доступны международные программы академической мобильности — Campus Europae, ERANET-MUNDUS, Finnish-Russian Cross-Border University (CBU), Finnish-Russian Student Exchange Programme (FIRST), международные стипендии и гранты (POSCO Russia Fellowship, Fulbright и др.).

Плодотворные партнерские отношения сложились с университетами и научными организациями Германии, Швейцарии, Франции, Чехии, Австрии, Польши, Венгрии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Великобритании, Канады, Японии, Кореи и других стран.

Будущая карьера

Выпускники готовы к следующим видам профессиональной деятельности в области геологии и в природоохранной сфере в России и за рубежом:

  • Научно-исследовательская (в академических, научно-исследовательских отраслевых институтах, высших учебных заведениях)
  • Научно-производственная (в производственных организациях  соответствующего профиля, нефтяных компаниях)
  • Организационно-управленческая (в органах государственного  управления природными ресурсами, в научных и производственных организациях, государственных и частных фирмах и компаниях, связанных с поисками, разведкой и добычей полезных ископаемых)
  • Проектная (в государственных и частных проектных организациях)
  • Экспертная (в государственных и коммерческих организациях, ведущих разнообразные эколого-геологические работы)
  • Научно-педагогическая (в учреждениях общего среднего, профессионального среднего и высшего образования)

Организации, в которых работают выпускники

  • Организации Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства энергетики РФ, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Госстроя России
  • Федеральные и региональные органы управления минеральными ресурсами
  • Частные компании и собственный бизнес
  • Академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических проблем
  • Геологические организации, геолого-разведочные и добывающие компании, осуществляющие поиски, разведку и добычу минерального сырья
  • Организации, связанные с мониторингом окружающей среды и решением экологических задач
  • Университеты России и мира, учреждения системы среднего и общего профессионального образования