Кафедра петрографии

На организованной в 1935 г. академиком Ф.Ю. Левинсоном-Лессингом кафедре петрографии, возникшей в результате разделения кафедры геологии на три кафедры, он был заведующим с 1935 г. до своей смерти в 1939 г. На кафедре продолжились петрографо-геологические работы и экспериментальные исследования, развернутые еще в конце 20-х годов. При непосредственном участии Ф.Ю. Левинсона-Лессинга изучались области развития магматических и метаморфических пород (Карелия, вулканическая область Карадага в Крыму, Кавказ, Сибирь и др.). В 1930 и 1931 гг. он провел большие геолого-петрографические изыскания в Армении; а с 1932 г. по 1939 г проводил их в Аджаристане, Сванетии, Северной и Южной Осетии.

Ф.Ю. Левинсоном-Лессингом, который впервые, как уже говорилось, ввел понятие о петрографических формациях, разработал теоретические основы для определения петрографических формаций и провинций, примером которых явились выделенные перидотитовая формация на Урале и диабазовая в южной Карелии. Формационное деление магматических горных пород имеет актуальное значение и в настоящее время, а выдвинутые им идеи нашли свое отражение в современном формационном изучении этих пород и выделении среди них магматических формаций и комплексов. Ф.Ю. Левинсоном-Лессингом были сделаны теоретические обобщения по систематике и номенклатуре магматических образований с учетом их генетических особенностей. Он выработал принципы классификации интрузивных и эффузивных пород по особенностям их химизма, что явилось базой для создания новой отрасли геологических знаний – петрохимии как раздела геохимии. Важное значение при классификации горных пород Левинсон-Лессинг придавал установлению их происхождения, что имеет первостепенное значение и в современных исследованиях. Теоретические воззрения по этим вопросам сведены в его работах: «Проблема генезиса магматических пород и пути к ее разрешению» (1934 г.), «Введение в историю петрографии» (1936 г.), «Проблемы магмы», ч. I (1937 г.) и ч. II. (1939 г.). Важное значение при классификации горных пород он придавал установлению их происхождения, что имеет первостепенное значение и в современных исследованиях. Ф.Ю. Левинсон-Лессинг применил геологические методы исследования при строительстве тоннелей, установив в проектируемом под Архотским перевалом на Кавказе тоннеле длиной в 23,5 километра возможное распределение температуры. Занимался каменным литьем, изучал магнитные свойства горных пород. Изумительная разносторонность характеризует его научную деятельность. Академик Д.С. Белянкин писал: «Наряду с Менделеевым, Докучаевым, Федоровым, Карпинским, Вернадским академик Ф.Ю. Левинсон-Лессинг принадлежит к той блестящей плеяде наших ученых естествоиспытателей, которые широко известны своими замечательными научными трудами как у нас, так и за границей». Имея 70 лет от роду, он плавал по сибирской реке Ангаре, изучая грандиозные скопления магматических пород – траппов.

Сотрудники руководимой им кафедры проводили свои исследования в Карелии, Прибалтике, на Кольском полуострове, Закавказье, на Алтае и Камчатке.

В период с 1935 по 1941 г. работниками кафедры были профессора А.С. Гинзберг, Н.А. Елисеев и А.А. Полканов, доценты Е.Н. Дьконова-Савельева и Н.Г. Судовиков, ассистенты К.М. Кошиц (с 1935 г.), Г.М. Саранчина (с 1935 г.), Т.А. Перекалина (с 1937 г.) и М.А. Гилярова (с 1939 г.) Последние трое – в будущем известные ученые-профессора. В это же время в преподавании на кафедре в разные годы участвовали А.П. Герасимов (курс «Основы вулканизма»), А.И. Ахьян, Г.М. Виноградская, А.И. Лебедева, Е.К. Устиев, А.А. Чумаков. Лаборантами были А.Ф. Рихтер и И.М. Пискижов, работавшие ранее на кафедре геологии.

К.М. Кошиц – талантливый педагог, умевший в доступной форме излагать сложный материал, продолжал вести те же занятия, что и раньше, на кафедре геологии. К.М. Кошиц является первооткрывателем Ковдорского железорудного месторождения (1933г.).

Г.М. Саранчина проводила экспедиционные работы в Карелии (районы Кааламо и Велимяки, Приладожье), на Кольском полуострове (Беломорье), в Средней Азии (Зеравшанский хребет) и Сибири. В 1937 г. успешно защитила кандидатскую диссертацию, в основу которой были положены материалы по изучению фельдшпатоидных пород массивов: Сайбар в Минусинском районе и Патын в Горной Шории.

А.А. Полканов провел большие исследования стратиграфии, тектоники и металлогении докембрия Кольско-Карельского региона. Он вернулся в университет в 1934 г. после своего четырехлетнего пребывания в Горном институте, куда, в связи с объединением геологических факультетов, перешел в 1930 г. Начиная с этого времени, А.А. Полканов разрабатывал основы генетического разделения магматических образований в различных тектонических областях Земли – кратогенах и орогенах. Основные выводы по этой проблеме им были высказаны уже в опубликованной в 1934 г. работе «Геологические исследования в районах магматических и метаморфических пород».

В 1934–1941 гг. успешно развивалось физико-химическое направление в петрографии, возглавляемое профессором А.С. Гинзбергом и доктором геол.-мин. наук К.Г. Куманиным. В созданной ими лаборатории экспериментальной и технической петрографии проводились студенческие занятия и разрабатывались аспирантские темы. Экспериментальные исследования, связанные с изучением явлений контактового метаморфизма, которые проводил А.С. Гинзберг, имели большое значение.

Занимавшийся вопросами метаморфизма Н.Г. Судовиков стал автором оригинальной работы, опубликованной в 1939 г.: «Петрология Западного Беломорья».

На кафедре с самого начала ее основания проводилось изучение щелочных пород. Это направление работ преследовало цели структурно-геологического исследования сложных щелочных комплексов и освещение физико-химических проблем их формирования. В рамках этой тематики был изучен Хибинский плутон и составлена его структурно-геологическая карта (Н.А. Елисеев, Е.Н. Володин, 1939 г.), опубликована работа А.А. Полканова и Н.А. Елисеева «Плутон габбро-лабрадоритов Волыни» (1939 г.).

В 1939 г. после смерти Ф.Ю. Левинсона-Лессинга заведующим кафедрой стал А.А. Полканов. После возвращения университета в Ленинград он приступил к восстановлению ее нормальной работы. После окончания войны вернулись старые сотрудники – А.С. Гинзберг и Г.М. Саранчина, а после демобилизации – К.М. Кошиц, Н.Г. Судовиков и старший лаборант И.М. Пискижов. Лаборантскую работу в это время выполнял С.Т. Иовчук. В связи с увеличением объема педагогической нагрузки в 1945–1947 гг. на кафедру были привлечены ассистенты Т.В. Перекалина, защитившая в 1945 г. кандидатскую диссертацию, Е.Н. Володин и старший лаборант Р.Н. Кочурова. В 1947 г. в университет возвратился Н.А. Елисеев. В 1953 г. на кафедру была зачислена В.В. Лыгина, в 1956 г. Н.Ф.Шинкарев, а в 1960 г. А.А. Прияткин. Все они закончили аспирантуру и защитили кандидатские диссертации. В 1950 г. лаборантом на кафедру поступила З.Л. Ерофеева, позднее Э.Л. Абрамова.

Работы А.А. Полканова, Н.А. Елисеева и их учеников, начиная с 1930-х годов, приобретают большое значение в развитии петрографии. Эти ученые явились достойными последователями А.А. Иностранцева и Ф.Ю. Левинсона-Лессинга, созданная ими научная школа приобрела вскоре широкое признание в СССР и за рубежом. Главное свое внимание они уделяли внедрению новых аналитических методов в петрографию и превращению ее в точную науку – петрологию. А.А. Полканов продолжил разработку принципов генетического разделения магматических образований в кратогенах и орогенах. Основные развитые им положения в этой области были сведены в работах: «Основные положения генетической систематики интрузивных тел» (1945 г.), «Генетическая систематика интрузий платформ кратогена» (1946 г.), «Принципы геологического картирования и вопросы петрологии интрузивных тел» (1947 г.) и др. Принципы выделения формационных типов и комплексов горных пород, приуроченных к подвижным областям, платформам и древним щитам, выдвинутые А.А. Полкановым, имеют и в настоящее время важнейшее значение.

Начиная с 1947 г., под руководством Н.Е. Елисеева проводилась разработка учения о метаморфизме, базирующаяся на изучении Карелии, Криворожья, Печенги и других областей развития метаморфических пород. В 1959 г. была опубликована его монография, в которой описывались все типы метаморфических и метасоматических процессов, широко использовались методы физико-химического анализа минеральных парагенезисов метаморфических пород и метасоматитов. В ней детально освещались также  вопросы, связанные с процессами деформации горных пород. Эта книга явилась необходимым учебником для геологов и всех последующих поколений.

Учение о метаморфизме продолжало развиваться также профессором Н.Г. Судовиковым. В своих оригинальных работах он главное внимание уделял региональному метаморфизму, ультраметаморфизму и гранитизации, относя эти явления к единому процессу и связывая гранитизацию и образование метасоматических гранитов с кульминационной стадией регионального метаморфизма.

А.А. Полканов и Н.А. Елисеев являлись также основоположниками структурной петрологии в нашей стране. Ими была показана важная роль структурного анализа в решении петрологических задач и освоении промышленных горно-геологических объектов. Впервые в Советском Союзе был разработан и прочитан Н.А. Елисеевым курс «Структурная петрология», а в 1953 г. им опубликован учебник-монография «Структурная петрология», переизданный в 1967 г.

В 1950 г. Т.В. Перекалина и Н.Г. Судовиков перешли на кафедру геологии месторождений радиоактивных элементов.

В 1960 г. в связи с переходом А.А. Полканова в Лабораторию геологии докембрия АН СССР кафедру петрографии возглавил член-корреспондент АН СССР профессор Н.А. Елисеев.

К концу 1960-х годов научно-исследовательская работа сотрудников кафедры петрографии была направлена на изучение петрологии различных магматических комплексов, процессов метаморфизма и расшифровку термодинамических условий их формирования. Сотрудники кафедры в отличие от применяемого производственными организациями анализа формаций на основе пространственных и парагенетических связей разрабатывали методику петрологического, петрофизического и физико-химического изучения ассоциаций горных пород, дающую возможность судить об условиях их образования и генезиса.

На кафедре продолжались работы по применению структурных исследований в совокупности с другими методами петрологического анализа, результаты которых нашли свое отражение в многочисленных статьях, а также в монографиях: А.А. Прияткин «Изучение гранитоидов Большого Хингана» (1960 г.), Н.А. Елисеев и др. «Ультраосновные и основные породы Печенги» (1961 г.), Н.Ф. Шинкарев «Геология гранитоидных и щелочных интрузий Туркестано-Алая» (1963 г.), Т.В. Перекалина «Герцинские кольцевые интрузии Центрального Казахстана» (1963 г.), Н.В. Котов «Петрология гранитоидных интрузий западной части Заравшанского хребта» (1965 г.) и др.

Сотрудниками кафедры были исследованы многие промышленные объекты, составлены геолого-структурные и прогнозные карты, опубликованы многочисленные статьи и монографии, в том числе: Н.А. Елисеев и др. «Геология и рудные месторождения Мончегорского плутона» (1956 г.), «Метасоматиты Криворожского рудного пояса» (1961 г.), Г.М. Саранчина, Н.В. Котов «К изучению Джилауского золото-вольфрамового месторождения» (1959 г.) и др.

Комплексные исследования Г.М. Саранчиной и В.В. Лыгиной в Приладожье позволили установить характерные черты докембрийского магматизма этой области, судить о последовательности формирования интрузивных пород и проявлении регионального метаморфизма и метасоматоза.

Н.Ф. Шинкарев и Е.Н. Володин занимались изучением петрологии щелочных пород платформ и орогенных поясов. Результаты исследования Н.Ф. Шинкарева были сведены в его обощающем труде «Габбро-сиенитовая формация Туркестано-Алая и проблемы генезиса щелочных пород в свете современных данных физико-химии». В этой работе, защищенной в 1967 г. в качестве докторской диссертации, для объяснения происхождения различных формационных типов фельдшпатоидных пород и выяснения причин их различия в отдельных щелочных провинциях Советского Союза наряду с геолого-петрографическим изучением была успешно применена методика физико-химического анализа.

Исследованием петрологии вулканогенных формаций Крыма, Армении и Урала занимались Р.Н. Кочурова и А.А. Прияткин. В 1968 г. вышла в свет монография Р.Н. Кочуровой «Магматизм северо-западной части Горного Крыма», посвященная описанию гипабиссальных и экструзивных основных пород северного крыла Качинского антиклинория – района, где в течение многих лет проводится геологическая практика студентов геологического факультета университета.

Г.М. Ковнурко использовал методику исследования горных пород при помощи определения в них количеств малых элементов. Этот метод он применил тогда же в археологии и опубликовал несколько статей, посвященных данной проблеме.

Общее научное направление кафедры, заключавшееся в изучении процессов магматизма и метаморфизма, имело первостепенное значение для открытия и промышленного освоения ряда крупных месторождений Советского Союза.

К научной работе широко привлекались студенты, принимавшие участие в экспедиционных работах сотрудников кафедры, камеральной обработке  и написании производственных отчетов. Многие дипломные и курсовые работы студентов явились результатом изучения их собственных материалов, собранных во время полевых изысканий в Карелии, Средней Азии, на Кавказе.

В 1960-е годы вышли в свет или были подготовлены к печати учебники почти по всем курсам, проводимым на кафедре. А.А. Прияткин явился одним из авторов и редактором методического руководства по изучению вулканогенных пород. Опубликованы дополненные и переработанные труды Н.А. Елисеева «Метаморфизм» (1963 г.) и «Структурная петрология» (1967 г.), учебник Г.М. Саранчиной «Федоровский метод» (1963 г.), переведенный в том же году в ГДР. В 1967 г. вышла в свет монография Г.М. Саранчиной и Н.Ф. Шинкарева «Петрография магматических и метаморфических пород». Она написана с учетом новых достижений в области экспериментальных работ в СССР и за рубежом и явилась оригинальным трудом, в котором не только освещены вопросы геологии, вещественного состава, структурно-текстурных особенностей магматических и метаморфических пород, но и сделана попытка установления их генезиса и взаимосвязи в природе. Эта работа представляет собой учебник, по которому студенты геологического факультета проходят общий курс петрографии.

После смерти Н.А. Елисеева в 1966 г. обязанности заведующего кафедрой с 1966 г. по 1969 г. исполняла доцент (в дальнейшем профессор) Г.М. Саранчина. К этому времени на кафедре помимо нее работали: доценты Р.Н. Кочурова, А.А. Прияткин и Н.Ф. Шинкарев, ассистенты Г.М. Ковнурко и В.В. Лыгина. Учебно-вспомогательный состав кафедры составляли: старший учебный мастер И.М. Пискижов, старший лаборант З.Л. Ерофеева, лаборант  Э.Л. Абрамова и старший препаратор М.Г. Цюпак. Кроме того, в педагогической работе кафедры участвовали старшие научные сотрудники НИИЗК Е.Н. Володин, А.Н. Казаков и Н.В. Котов, младшие научные сотрудники М.А. Конгур и А.Я. Цветков.

Студенты кафедры специализировались по изучению магматических и метаморфических образований и получали квалификацию геологов-съемщиков кристаллических пород (петрографов). Для студентов-петрографов уже в 1960-е годы читались следующие курсы: «Петрография» (Г.М. Саранчина, Н.Ф. Шинкарев), «Метаморфизм» (А.Н. Казаков, А.А. Прияткин), «Физико-химические основы петрографии» (Г.М. Саранчина, В.В. Лыгина), «Структурная петрология» (А.Н. Казаков, А.А. Прияткин), «Петрология магматических пород» (Н.Ф. Шинкарев), «Петрохимия» (Р.Н. Кочурова), Петрографические провинции» (Н.Ф. Шинкарев), «Основы вулканизма» (А.А. Прияткин), «Федоровский метод» (Г.М. Ковнурко, Р.Н. Кочурова, В.В. Лыгина), «Микроструктурный анализ» (Р.Н. Кочурова, А.А. Прияткин). Проводились спецсеминары (Р.Н. Кочурова, Г.М. Саранчина, Н.Ф. Шинкарев).

После третьего курса осуществлялась специальная практика в северной части Карельского перешейка (Западное Приладожье), где студенты знакомились со специфическими особенностями магматических и метаморфических образований докембрия и методикой их изучения.

Наряду с предметами, входящими в план подготовки петрографов, проводились курсы для студентов других кафедр геологического, географического и биолого-почвенного факультетов. Главнейшими из них являлись: «Петрография», «Петрография с основами кристаллооптики», «Федоровский метод», «Метаморфизм», «Структурная петрология».

В.А. Прозоровский, 2007г.

Среди  выпускников кафедры:

1948г.

• В.А. Луконина, Ю. Якутская экспедиция, Герой Социалистического Труда (1966г.) за открытие ряда месторождений золота в Ломамском районе Ю. Якутии в 50-е годы.

1953г.

• Н.Ф. Шинкарев, д.г.-м.н., профессор, заведующий кафедрой петрографии с 1969 по 1999г.г., Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации», «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».

1957г.