Гидрометеорология — это комплекс наук, изучающих подвижные оболочки Земли: гидросферу и атмосферу. Основные задачи гидрологии суши, океанологии, метеорологии и климатологии связаны с изучением физических и химических процессов в атмосфере, водах океана и суши, что лежит в основе прогнозов погоды, оценок климатических изменений и ледовой обстановке в Арктике, безопасности буровых вышек на шельфе,  оценок  запасов водных ресурсов и  качества воды и т.д.

Важной частью работы океанологов, метеорологов, климатологов, гидрологов является гидрометеорологическое обеспечение хозяйственной деятельности человека, а также  изучение опасных природных явлений, таких как ураганы, паводки, штормовые нагоны, цунами, ледовые заторы, с целью разработки их прогноза и мероприятий по защите населения. В последние годы интенсивно развиваются дистанционные методы зондирования Земли из космоса. Основы этих методов изучаются в рамках бакалаврской программы «Гидрометеорология».

Прогностическая деятельность включает в себя не только всем известные прогнозы погоды. Океанологи, например, прогнозируют ледовую обстановку и сгонно-нагонные колебания уровня моря, что важно для навигации, а гидрологи — опасные гидрологические явления (наводнения, селевые потоки) и характеристики режима водных объектов суши, от которых зависит эффективность водоемких отраслей экономики. Объединяясь вместе, гидрометеорологи разрабатывают сложнейшие модели, являющиеся научной основой для стратегического развития как отдельных стран, так и всей мировой экономики.

В настоящее время гидрометеорологические науки опираются на новейшие системы сбора  данных наблюдений: от метеорологических станций, рассредоточенных по всему миру  до систем дистанционного зондирования окружающей среды. Эти данные являются основой для мониторинга состояния атмосферы и гидросферы. Обработка этих данных осуществляется с помощью компьютерных систем и математических моделей, вследствие чего во время обучения большое внимание уделяется информационным технологиям. В то же время, отдельные регионы мира (например, полярные области) до сих пор слабо освещены данными наблюдений, вследствие чего неотъемлемой частью обучения являются полевые практики и экспедиции в самые разнообразные уголки нашей планеты.


Учебный процесс 

Студенты, выбравшие направление «Гидрометеорология», приобретают навыки наблюдений, анализа и обобщения гидрометеорологической информации, овладевают методами расчетов и прогнозов характеристик гидрометеорологического режима. В рамках программы обучение ведется по трем профилям —  «Гидрология», «Метеорология и климатология», «Океанология».

Основные учебные курсы

Профиль «Гидрология»

  • Гидравлика с основами гидротехники
  • Гидрология водных объектов суши
  • Гидрология суши: экологические аспекты водопользования
  • Гидрология суши: экспериментальная гидрология
  • Гидрохимия вод суши
  • Компьютерные технологии в гидрологии
  • Математическое моделирование речного стока
  • Оценка экологического состояния, качества и самоочищения природных вод
  • Прикладная гидрология
  • Сток и водный баланс
  • Экологическое нормирование и устойчивость водных экосистем

Профиль «Метеорология и климатология»

  • Агроклиматология
  • Аэрозоли в атмосфере
  • Динамическая метеорология
  • Климатология
  • Климаты мира и России
  • Космические методы исследований метеорологии
  • Методы расчета распространения загрязнения в подвижных средах
  • Палеоклиматология
  • Прикладная климатология
  • Синоптическая метеорология
  • Теория климата
  • Физическая метеорология
  • Экологическая климатология

Профиль «Океанология»

  • Биология океана
  • Гидрохимия морей и океанов
  • Динамика океана
  • Математическое моделирование морских экосистем
  • Методы и средства океанологических измерений
  • Морские течения
  • Океанологические наблюдения и их анализ
  • Основы физико-статистических методов морских прогнозов
  • Приливные явления в океане
  • Программирование в задачах океанологии
  • Региональная океанология
  • Спутниковая океанология
  • Термодинамика океана
  • Начала взаимодействия океана и атмосферы

В рамках профиля «Гидрология» студенты изучают:

  • явления, происходящие в гидросфере;
  • особенности режима различных водных объектов суши (ручьев, рек, озер, водохранилищ, болот, ледников) и методы гидрологических исследований этих объектов;
  • прогнозирование и моделирование гидрологических процессов;
  • опасные гидрологические явления — наводнения, таяния ледников, сход селевых потоков;
  • инженерно-гидрологические расчеты и методы оценки антропогенного воздействия на водные объекты суши.

В рамках профиля «Метеорология и климатология» студенты:

  • изучают явления, происходящие в атмосфере, ее общую циркуляцию и климат; методы проведения метеорологических и микроклиматических наблюдений; теорию прогноза погоды  и климата, информационные технологии проведения оперативных работ по климатологическому и прогностическому обслуживанию;
  • осваивают технические средства, используемые в метеорологии и климатологии; компьютерные модели климата и дают оценку последствий его изменений для промышленности, транспорта и сельского хозяйства.

В рамках профиля «Океанология» студенты:

  • изучают физические и химические свойства морской воды, динамику моря – морские течения, глобальную циркуляцию, приливные процессы, ветровые волны, особенности морских экосистем, влияние внешних факторов на экологию мирового океана.
  • обучаются методам обработки океанологической информации, моделированию и прогнозированию океанологических процессов различных пространственно-временных масштабов – колебания уровня мирового океана, изменение площади ледяного покрова, оценка воздействия волн на морские нефтегазовые платформы.

Места прохождения практик

  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный гидрологический институт» (ГГИ) и его филиалы: Болотная станция ГГИ п. Ильичёво, Валдайский филиал ГГИ (Валдай)
  • Центр междисциплинарных исследований по проблемам окружающей среды РАН (Центр ИНЭНКО РАН)
  • Санкт-Петербургский филиал международного полярного Центра им. Нансена
  • Институт озероведения РАН
  • ГУП «Водоканал»
  • «Геоинжстрой» (Москва)
  • Дальневосточный геологический институт Дальневосточного отделения Российской академии наук (Южно-Сахалинск)
  • Агрофизический Институт (Гатчина), опытная станция Агрофизического института пос. Меньково
  • Институт мерзлотоведения им. П.И.Мельникова СО РАН (Якутск)
  • ФГБУН Институт географии СО РАН им. В.Б. Сочавы (Иркутск)
  • ООО «Газпром добыча Надым» (Надым)
  • ФГБУН Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения Российской академии (г. Владивосток)
  • ФБГУ «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова» (Санкт-Петербург)
  • ФГБОУВО «Югорский государственный университет» (Ханты-Мансийск)
  • ФГБНУ «Агрофизический научно-исследовательский институт» (Санкт-Петербург)
  • ФГБУ «Северо-Западное УГМС» (Санкт-Петербург)

 

Ключевые моменты

  • широкие возможности участия в комплексных экспедициях во всех уголках Земли (Байкал, Антарктида, Аляска, Ямал, Саяны, Алтай, Северный Кавказ, Шпицберген) и в морских экспедициях от Северного полюса до Южного океана;
  • профессия широко востребована на рынке труда;
  • активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале, а также в мероприятиях Русского географического общества;
  • участие обучающихся в научно-исследовательских проектах и грантах, в том числе международных;
  • возможность получить большой объем прикладных навыков;
  • возможность освоить современные методы исследований (математическое моделирование гидрометеорологических процессов, применение ГИС в гидрометеорологии и др.);
  • изучение методов прогнозирования катастрофических явлений в природе (сели, ураганы, наводнения и т. д.).

Результаты освоения программы

Владение комплексом знаний в областях:

  • физической, динамической, синоптической метеорологии;
  • климатологии, теории климата, агроклиматологии, микроклиматологии;
  • гидрологии рек, озер, болот, горной гидрологии;
  • математического моделирования и прогнозов стока;
  • гидрохимии;
  • экологическому нормированию и оценке устойчивости водных экосистем;
  • общей океанологии, морских течений, приливных явлений, волновых процессов в мировом океане;
  • спутниковой океанологии, мореходной астрономии;
  • гидрометеорологических приборов и измерений;
  • геодезии и картографии.
Владение методами полевых и лабораторных исследований и принципами компьютерного анализа результатов математической обработки полученной информации.

Будущая карьера 

Выпускники работают в качестве океанологов, метеорологов, климатологов, инженеров-синоптиков, гидрологов, инженеров-гидрологов, гидрохимиков.

Наши выпускники успешно работают:

  • в организациях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
  • в научно-исследовательских институтах Российской академии наук и ведомственных научно-исследовательских организациях по гидрологии, метеорологии, океанологии;
  • в проектных институтах и организациях, осуществляющих работы по укреплению берегов, строительству портов, морских каналов, дамб, строительству морских платформ и трубопроводов, мостовых переходов, дорог, линий электропередач и т. д.;
  • в коммерческих рыбопромысловых и инженерно-изыскательских компаниях;
  • в научно-исследовательских институтах и региональных управлениях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).