Современная география развивается сегодня как система наук, изучающих процессы и явления в географической оболочке Земли и в обществе. Важные проблемы эволюции и взаимосвязей природных, социально-экономических и политических систем разного уровня являются областью интересов современной географии.

Объединение естественных и общественных научных дисциплин позволяет решать сложные комплексные задачи такие как: территориальная организация общества, моделирование геосистем и оценка их социально-экономических функций и устойчивости к антропогенным нагрузкам, ландшафтное прогнозирование и территориальное ландшафтное планирование.

Учебный процесс 

Студенты образовательной программы по направлению «География» приобретают знания и навыки исследования природных, политических, экономических и социальных особенностей территорий, позволяющие диагностировать их состояние, проблемы развития, а также моделировать географические системы и прогнозировать их динамику в ответ на глобальные изменения географической оболочки.

Все студенты изучают базовые географические дисциплины, затем, начиная со второго курса, выбирают специальные дисциплины, которые позволяют им сформировать собственную образовательную траекторию для углублённой подготовки в одной из областей географии.

Основные учебные курсы

  • Общее землеведение
  • Геология
  • Введение в океанологию
  • Общая гидрология
  • Основы учения об атмосфере
  • Почвоведение и география почв
  • Геодезия
  • Биология с основами экологии
  • Химия с основами геохимии
  • Высшая математика
  • Физика с основами геофизики
  • Эволюционная география
  • Ландшафтоведение
  • Картография
  • Физическая география материков и океанов
  • Экономическая, социальная и политическая география мира
  • Геоинформационные системы в географических исследованиях
  • Геоэкология
  • Аэрокосмические методы исследований
  • Методы полевых географических исследований
  • Методика экономико-географических исследований и пространственной аналитики
  • Экономика и социология

Осваивая выбранную траекторию, студенты изучают

В области биогеографии и географии почв

  • биогеографию мира;
  • классификацию растений, животных и почв;
  • систематику высших растений;
  • географию почв;
  • ботаническую географию;
  • ботаническое ресурсоведение;
  • мониторинг и охрану биоразнообразия;
  • биодиагностику природных и техногенных экосистем;
  • ботанику с основами систематики;
  • современные методы биогеографических исследований;
  • биометрию;
  • зоологию.

В области геоморфологии и палеогеографии

  • геоморфологию;
  • науки о литосферном веществе;
  • историческую и четвертичную геологию;
  • геолого-геоморфологическое картографирование;
  • морскую геологию и геоморфологию;
  • прикладную геоморфологию и экологию;
  • геодинамику;
  • полезные ископаемые и ресурсы;
  • палеогеографический анализ;
  • прикладную геоморфологию;
  • минералогию и петрографию;
  • палеоклиматологию.

В области региональной политики и политической географии

  • географию инвестиций;
  • географию недвижимости и земельных ресурсов;
  • географию религий и конфессиональных отношений;
  • мировую экономику;
  • основы регионоведения;
  • региональное программирование экономики;
  • государственное регулирование социально- экономических процессов;
  • народонаселение Мира с основами демографической политики;
  • природный капитал в системе национального богатства;
  • теоретические основы региональной политики; 
  • финансовые системы Мира;
  • этногеографию с основами этнополитики.

В области социальной и экономической географии

  • историю и теорию экономической и социальной географии;
  • методику экономико-географических исследований и пространственной аналитики;
  • географию населения и основы этнической географии;
  • теорию и модели в экономической географии;
  • теорию и практику управления развитием территории;
  • геоурбанистику и городское развитие;
  • менеджмент и маркетинг;
  • географию промышленности и сельского хозяйства;
  • географию третичного сектора;
  • географию мирохозяйственных связей;
  • прикладные экономико-географические исследования;
  • географию макрорегионов мира и центры мировой экономической силы;
  • современные проблемы социально-экономического развития регионов.

В области страноведения и рекреационной географии

  • география природного и культурного наследия мира и России;
  • страноведение Старого и Нового Света; 
  • экскурсоведение и музееведение;
  • лингвострановедение;
  • теорию и практику перевода;
  • деловой английский в международном туризме;
  • краеведение;
  • рекреационное природопользование;
  • рекреационная география;
  • рекреационное ресурсоведение;
  • экологическую безопасность в туризме экологическая безопасность в туризме
  • методы ландшафтно- экологической оценки рекреационных территорий.

В области физической, эволюционной географии и ландшафтного планирования

  • историческую географию;
  • палеогеографию;
  • криосферу Земли;
  • динамическое ландшафтоведение;
  • геофизику и геохимию ландшафтов;
  • ландшафтную архитектуру и ландшафтное проектирование;
  • технологию и организацию проектных работ;
  • прикладные географические исследования;
  • природопользование;
  • градостроительное планирование;
  • педагогику и психологию;
  • методику преподавания географии.

Практика

Полевая учебная практика:

  • на базах университета в пос. Ульяновка, пос. Кузнечное в Ленинградской области

Учебная специальная практика:

  • на базах университета  в Краснодарском крае, в Белгородской области, в Республике Крым, в республике Карелия
  • в природных заповедниках  и в национальных парках в Мурманской обл., в республике Карелия, в Новгородской, Московской и Тверской областях
  • в Республике Беларусь, в Литве, в Казахстане

Производственная практика:

  • более 100 договоров с научно-исследовательскими организациями РАН, с ООПТ на территории РФ и за её пределами, с различными государственными и частными компаниями.

Ключевые моменты 

  • широкие возможности участия в комплексных экспедициях во всех уголках Земли (Байкал, Антарктида, Аляска, Ямал, Саяны, Алтай, Северный Кавказ, Шпицберген) и в морских экспедициях от Северного полюса до Южного океана;
  • возможность обучения по международным англоязычным образовательным программам «POMOR», «CORELIS» и др.;
  • возможность использования студентами современного оборудования ресурсных центров Научного парка СПбГУ для проведения собственных научных исследований;
  • активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале, а также в мероприятиях Русского географического общества;
  • прочные контакты с потенциальными работодателями — институтами РАН, научно- исследовательскими и производственными организациями географического профиля, устойчивые международные связи с зарубежными университетами-партнерами.

Результаты освоения программы

  • умение проводить полевые и лабораторные  исследования, собирать и  обрабатывать различные географические материалы;
  • знания и навыки ландшафтного планирования, прогнозирования динамики ландшафтов под действием естественных и антропогенных факторов;
  • знание биоразнообразия и динамики его изменения в условиях усиливающегося техногенеза;
  • теоретические знания и практические навыки в инженерной и динамической геоморфологии;
  • знание проблем и методов их решения в сферах экономического, социального, урбанистического режимов территорий разного уровня; 
  • умение выявлять особенности и закономерности развития и размещения отраслей экономики, условия и факторы их пространственной организации;
  • умение проводить комплексную оценку туристско-рекреационного потенциала территорий;
  • владение навыками проведения эколого-географических экспертиз и исследования особенностей природопользования территорий.
  • умение анализировать территориально-политические системы различных рангов иерархии, давать прогноз развития политического статуса государств и их частей, геополитических центров силы.

Будущая карьера

Наши выпускники успешно работают:

  • в сфере ландшафтного планирования и ландшафтно-экологических экспертиз;
  • в сфере проектирования и организации туристской деятельности;
  • в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • в промышленных и торговых компаниях, банках;
  • в организациях, деятельность которых направлена на решение региональных экономических, социальных, градостроительных и природоохранных проблем;
  • в органах государственной власти — Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политики, Комитет по внешне-экономическим связям Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ленинградской области.