Современная география развивается сегодня как система наук, изучающих процессы и явления в географической оболочке Земли и в обществе. Важные проблемы эволюции и взаимосвязей природных, социально-экономических и политических систем разного уровня являются областью интересов современной географии.

Объединение естественных и общественных научных дисциплин позволяет решать сложные комплексные задачи такие как: территориальная организация общества, моделирование геосистем и оценка их социально-экономических функций и устойчивости к антропогенным нагрузкам, ландшафтное прогнозирование и территориальное ландшафтное планирование.

Учебный процесс 

Студенты образовательной программы по направлению «География» приобретают знания и навыки исследования природных, политических, экономических и социальных особенностей территорий, позволяющие диагностировать их состояние, проблемы развития, а также моделировать географические системы и прогнозировать их динамику в ответ на глобальные изменения географической оболочки.

Все студенты на первом курсе изучают базовые географические дисциплины и проходят учебные полевые практики. Затем, начиная со второго курса, студенты имеют возможность выбора модулей, которые включают в себя набор специализированных дисциплин, относящихся к определённой области географических наук.

Предлагаемые модули позволяют студентам сформировать собственную образовательную траекторию для углублённой подготовки в одной из областей географии (биогеографии, географии почв и охраны природы; геоморфологии и палеогеографии; физической географии, ландшафтоведении и ландшафтного планирования; социально-экономической географии и управления развитием территорий; политической географии и региональной политики; страноведения и рекреационной географии).


Основные учебные курсы

Базовые дисциплины

  • Аэрокосмические методы исследований
  • Биология с основами экологии
  • Введение в океанологию
  • Высшая математика
  • Геодезия
  • Геоэкология
  • Информатика с основами географических информационных систем
  • Картография
  • Ландшафтоведение
  • Общая гидрология
  • Общее землеведение
  • Основы учения об атмосфере
  • Почвоведение и география почв
  • Физика с основами геофизики
  • Физическая география материков и океанов
  • Физическая география России
  • Химия с основами геохимии
  • Экономическая, социальная и политическая география мира

Модули по выбору

  • Анализ и представление данных в физической географии
  • Английский язык в страноведении
  • Биогеографическое картографирование
  • Биогеография гумидной зоны
  • Биодиагностика природных и техногенных экосистем
  • Биометрия и компьютерная обработка биогеографических данных
  • Ботаническое ресурсоведение
  • География макрорегионов мира
  • География мирохозяйственных связей
  • География населения
  • География почв
  • География промышленности и сельского хозяйства
  • География третичного сектора
  • Геодинамика
  • Геолого-геоморфологическое картирование
  • Геоморфология
  • Геополитика
  • Геофизика ландшафтов
  • Динамика ареалов растений и животных
  • Динамическое ландшафтоведение
  • Инструментальные методы исследования рельефа, геологического строения и интерпретации данных
  • Историческая география
  • Историческая и четвертичная геология
  • История и теория экономической и социальной географии
  • Криосфера
  • Культурно-ландшафтные регионы России
  • Ландшафтная архитектура
  • Лингвострановедение
  • Методы общественно-географических исследований
  • Методы полевых географических исследований
  • Мониторинг и сохранение биоразнообразия
  • Науки о литосферном веществе
  • Основы систематики
  • Основы страноведения и краеведения
  • Основы политической географии
  • Палеогеографический анализ
  • Педагогика
  • Полезные ископаемые и ресурсы
  • Политология и политическая география
  • Политическая география России
  • Прикладная геология и экология
  • Прикладная геоморфология
  • Прикладные экономико-географические исследования
  • Природные ландшафты России
  • Природный капитал и экономика природопользования
  • Природопользование
  • Процессы интеграции в Евразийском регионе
  • Региональная биогеография
  • Региональная геоморфология мира
  • Рекреационная и медицинская география
  • Рекреационное ресурсоведение
  • Систематика высших растений
  • Современные проблемы социально-экономического развития регионов
  • Специальная учебная практика по биогеографии
  • Специальная учебная практика по геоморфологии
  • Специальная учебная практика по политической географии
  • Специальная учебная практика по страноведению и рекреационной географии
  • Специальная учебная практика по физической географии
  • Специальная учебная практика по экономической географии
  • Страноведение Америки Австралии и Океании
  • Страноведение Азии и Африки
  • Теория и модели в экономической географии
  • Теория и практика управления развитием территорий
  • Физическая география регионов суши
  • Эволюционная география
  • Экология компонентов биогеоценозов
  • Экономика и социология
  • Экономическая география евразийского пространства
  • Экскурсоведение и музееведение

 

Практика

Полевая учебная практика:

  • на базах университета в пос. Ульяновка, пос. Кузнечное в Ленинградской области.

Учебная специальная практика:

  • на базах университета  в Краснодарском крае, в Белгородской области, в Республике Крым, в республике Карелия;
  • в природных заповедниках  и в национальных парках в Мурманской обл., в республике Карелия, в Новгородской, Московской и Тверской областях;
  • в Республике Беларусь, в Литве, в Казахстане.

Производственная практика:

Более 100 договоров с научно-исследовательскими организациями РАН, с ООПТ на территории РФ и за её пределами, с различными государственными и частными компаниями.

Места прохождения производственной практики:

  • Администрация МО «Всеволожский муниципальный район», Ленинградская область
  • Администрация МО «Токсовское городское поселение», Ленинградская область
  • АНОО ДПО «Центр программ и проектов в области развития здравоохранения»
  • Институт территориального планирования «Урбаника»
  • Комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области
  • Комитет по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга
  • Комитет по управлению имуществом МО «Город Коммунар» Гатчинского района, Ленинградская область
  • Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Правительства Санкт-Петербурга
  • Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН
  • Научно-проектный институт пространственного планирования «Энко»
  • ОАО «Башнефтегеофизика», Уфа
  • ОАО «Георегион»
  • ОАО «Регион-Экспо»
  • ОАО «Таганрогский морской торговый порт», Таганрог
  • ООО «Дорнадзор»
  • ООО «Институт «Ленинградский институт проектирования городов»
  • ООО «Круиз»
  • ООО «Лабград»
  • ООО «Научно-производственное изыскательское предприятие «ВИСХАГИ Северо-Запад»
  • ООО «Росинжиниринг проект»
  • ООО «Сервис»
  • Санкт-Петербургская региональная экологическая общественная организация «Друзья Балтики»
  • ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт озероведения РАН» (ИНОЗ РАН)
  • Фонд «Центр стратегических разработок "Северо-Запад"»

Ключевые моменты 

  • широкие возможности участия в комплексных экспедициях во всех уголках Земли (Байкал, Антарктида, Аляска, Ямал, Саяны, Алтай, Северный Кавказ, Шпицберген) и в морских экспедициях от Северного полюса до Южного океана;
  • возможность обучения по международным англоязычным образовательным программам «POMOR», «CORELIS» и др.;
  • возможность использования студентами современного оборудования ресурсных центров Научного парка СПбГУ для проведения собственных научных исследований;
  • активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале, а также в мероприятиях Русского географического общества;
  • прочные контакты с потенциальными работодателями — институтами РАН, научно–исследовательскими и производственными организациями географического профиля, устойчивые международные связи с зарубежными университетами-партнерами.

Результаты освоения программы

  • умение проводить полевые и лабораторные  исследования, собирать и  обрабатывать различные географические материалы;
  • знания и навыки ландшафтного планирования, прогнозирования динамики ландшафтов под действием естественных и антропогенных факторов;
  • знание биоразнообразия и динамики его изменения в условиях усиливающегося техногенеза;
  • теоретические знания и практические навыки в инженерной и динамической геоморфологии;
  • знание проблем и методов их решения в сферах экономического, социального, урбанистического режимов территорий разного уровня; 
  • умение выявлять особенности и закономерности развития и размещения отраслей экономики, условия и факторы их пространственной организации;
  • умение проводить комплексную оценку туристско-рекреационного потенциала территорий;
  • владение навыками проведения эколого-географических экспертиз и исследования особенностей природопользования территорий;
  • умение анализировать территориально-политические системы различных рангов иерархии, давать прогноз развития политического статуса государств и их частей, геополитических центров силы.

Будущая карьера

Наши выпускники успешно работают:

  • в сфере ландшафтного планирования и ландшафтно-экологических экспертиз;
  • в сфере проектирования и организации туристской деятельности;
  • в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий;
  • в промышленных и торговых компаниях, банках;
  • в организациях, деятельность которых направлена на решение региональных экономических, социальных, градостроительных и природоохранных проблем;
  • в органах государственной власти — Администрация Президента РФ, Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политики, Комитет по внешне-экономическим связям Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Ленинградской области.