Направление Экология и рациональное природопользование является одним из приоритетных направлений в исследовательском и образовательном инновационном развитии Санкт-Петербургского государственного университета.

С 2006 года экологическая проблематика, связанная с рациональным природопользованием является одним из немногих приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в России. Решение проблем экологии и рационального природопользования рассматривается как важнейшее направление в Концепции национальной безопасности государства, а также является важнейшей составляющей Экологической доктрины и Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года.

В соответствии с этими документами федерального уровня в нашей стране существует насущная потребность в широкомасштабных междисциплинарных исследованиях в области экологии и рационального природопользования, а также в подготовке на современной научно-методической базе соответствующих специалистов.
Экология и природопользование – междисциплинарное направление фундаментальных и прикладных исследований. Оно включает экологические разделы большинства естественных и ряда общественных наук, в области наук о Земле – это география и геология.

Учебный процесс

Основные дисциплины:

  • Общая экология
  • Экологическое право
  • Геоэкологический мониторинг
  • Социальная экология
  • Геоинформационные системы
  • Геоэкология
  • Экология человека
  • Радиоэкология
  • Введение в экологическое нормирование
  • Современные методы исследования окружающей среды
  • Экологическая безопасность
  • Экологические регламенты и стандарты
  • Современные аспекты экологической безопасности
  • Устойчивое развитие и экополитика
  • Экономика природопользования
  • Анализ данных экологического мониторинга
  • Оценка экологических ущербов
  • Индикаторы устойчивого развития
  • Экологический аудит
  • Основы менеджмента для специалистов- экологов
  • Аутэкология
  • Анализ рисков в экологическом менеджменте
  • Гибридные методы исследования окружающей среды 

В рамках образовательной программы обучение проводится по трем профилям, распределение на которые проводится после окончания первого курса по заявлению студента.

В рамках профиля «Рациональное природопользование» студенты изучают:

  • глобальные, региональные и локальные геоэкологические проблемы;
  • современные приемы геоэкологической оценки состояния геоэкосистем и их устойчивости к действию антропогенных факторов;
  • особенности реакции наземных и водных экосистем на разные сочетания природных и антропогенных факторов, влияние на здоровье населения;
  • техногенные системы и их взаимодействие с окружающей природной средой, оценка экологического риска;
  • глобальные закономерности и региональные особенности урбанизации, экологические проблемы городов и пути их решения;
  • природные, трудовые и материально-технические ресурсы как база развития регионов, методы оценки природно-ресурсного потенциала, охрана природной среды;
  • экологическое обоснование создания и эксплуатации объектов, принципы и методы оценки воздействия на окружающую среду;
  • государственная экологическая экспертиза, экологическое нормирование в области охраны окружающей среды.

В рамках профиля «Экологический менеджмент» студенты изучают:

  • формирование социальных, экономических и правовых механизмов обеспечения экологической безопасности;
  • основные инструменты и методы экологического менеджмента и маркетинга;
  • проектирование систем информационной поддержки принимаемых решений по устойчивому, экологически безопасному развитию территорий;
  • реализация принципов устойчивого развития в пространственном планировании, в развитии городов и в ключевых общественных секторах;
  • экологический мониторинг объектов окружающей среды.

В рамках профиля «Экология и недропользование» студенты изучают:

  • экологические проблемы, связанные с воздействием хозяйственной деятельности человека (в том числе разработки месторождений полезных ископаемых) на природную, в частности, геологическую среду;
  • рациональное использование минерально-сырьевых ресурсов и геологического пространства городских и промышленных агломераций;
  • вопросы устойчивости геологической среды, ее способности к самовосстановлению, а также  методы рекультивации нарушенных территорий;
  • проблемы создания экологической экспертизы объектов размещения бытовых, промышленных и радиоактивных отходов в геологической среде.

Практики

Полевая учебная практика:

  • на базах университета в пос. Ульяновка, пос. Кузнечное в Ленинградской области

Учебная специальная практика:

  • на базах университета  в пос. Кузнечное Ленинградской обл., в республике Карелия
  • в природных заповедниках и в национальных парках в республиках Башкортостан, Карелия, в Псковской обл., в республиках Киргыстан, Беларусь 

Производственная практика:

  • во всех регионах России, для этого заключено более 60 договоров с организациями РАН, Министерства природных ресурсов, ведущими компаниями, экологическими проектными учреждениями и организациями 

Ключевые моменты

  • образовательная программа ориентирова на подготовку востребованных специалистов в актуальной области исследований — решение проблем экологии и рационального природопользования рассматривается как важнейшее направление в Концепции национальной безопасности государства, а также является важнейшей составляющей Экологической доктрины и Основ экологической политики Российской Федерации до 2030 года
  • возможность путешествий в регионах России и разных стран в составе исследовательских экспедиций во время учебно-производственных практик
  • практические занятия в лаборатории геоэкологического мониторинга и лаборатории полярных и морских исследований им. О. Ю. Шмидта, Арктического и антарктического научно-исследовательского института
  • часть учебного процесса проходит в университете Ставангера (Норвегия)
  • возможность участия в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале
  • многолетнее партнерство с Русским географическим обществом
  • возможность после окончания бакалавриата продолжить обучение на международных образовательных программах POMOR, CORELIS и др.
  • прочные контакты с потенциальными работодателями – институтами РАН, научно- исследовательскими и производственными организациями экологического профиля

Результаты освоения программ

  • владение навыками проведения исследований экологического состояния природных систем  и их компонентов (атмосферы, гидросферы, литосферы, педосферы, биоты);
  • знание принципов рационального использования природных ресурсов, а также методов рекультивации  нарушенных компонентов природной среды;
  • владение навыками разработки и развития систем экологической безопасности, систем экологического менеджмента, мониторинга и оценки их функционирования, анализа возможностей интеграции систем менеджмента для решения природоохранных задач;
  • знание основ анализа и прогноза риска, связанного с природными и природно-техногенными катастрофами;
  • готовность решать практические задачи в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения, проводить мониторинговые исследования, оценку воздействия на окружающую среду, экологическую экспертизу и аудит, а также участвовать в проведении исследований в области экологического нормирования.

Будущая карьера

Вы можете встретить наших выпускников:

  • в государственных и коммерческих природоохранных организациях;
  • в академических и ведомственных научно-исследовательских институтах, проектных организациях;
  • в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • в природоохранных организациях  зарубежных стран;
  • в маркетинговых, производственных, экспертных отделах, департаментах, занимающихся охраной окружающей среды, рациональным природопользованием и обеспечением экологической безопасности населения.