О балльной оценке знаний студентов и об учебно-методических материалах по дисциплинам

Учебно-методическая комиссия Института наук о Земле приняла решение о балльной оценке знаний студентов и об учебно-методических материалах по дисциплинам

29 мая 2014 года на заседании учебно-методической комиссии Института наук о Земле, продолжилось обсуждение актуальных вопросов о балльной системе оценки знаний студентов, об учебно-методическом обеспечении занятий и о формировании календарных учебных графиков образовательных программ, реализуемых в ИНЗ СПбГУ.

1. В результате обсуждения был принят «Порядок использования балльной системы оценивания при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации в Институте наук о Земле СПбГУ».

Порядок использования балльной системы (БС) разработан на основании «Правил обучения по основным образовательным программам высшего и среднего профессионального образования в Санкт-Петербургском государственном университете». БС оценивания вводится с целью: стимулировать активную систематическую работу студентов; способствовать повышению эффективности самостоятельной учебной работы студентов; усилить контроль систематической работы студентов при освоении ими образовательной программы; повысить учебную дисциплину студентов; снизить роль случайных факторов при прохождении студентами промежуточной аттестации.
БС строится на регулярной работе студентов в течение каждого периода обучения и систематическом контроле преподавателями уровня учебных достижений обучающихся. БС является обязательной для всех видов учебных занятий, для которых предусмотрены практические виды учебной работы (семинары, практические занятия, лабораторные работы, работа на практиках) и/или мероприятия текущего контроля (тесты, коллоквиумы, опросы, контрольные работы). 
БС оценивания успеваемости студентов основана на учете баллов, полученных за каждый вид работы по различным видам занятий (по дисциплине, практике). Баллы, характеризующие успешность освоения студентом любого из перечисленных типов занятий, набираются им в течение учебного периода.

Оценка за разные типы учебных занятий складывается из суммы баллов:

  • за текущую работу (работа на семинарах, практических, лабораторных занятиях, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа), данный вид оценки может включать и учет посещаемости занятий,
  • за мероприятия текущего контроля (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, опросы),
  • за  мероприятие промежуточной аттестации (зачет, экзамен, защита отчета по практике).

При проведении промежуточной аттестации в виде экзамена или зачета сумма баллов, набранная студентом за все виды деятельности в течение учебного периода и за промежуточную аттестацию, переводится преподавателем в оценку по шкале, установленной для СПбГУ, последняя выставляется в экзаменационную (или зачетную) ведомость и зачетную книжку.
После внесения предложенных членами комиссии поправок в проект «Порядка использования балльной системы оценивания при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации в Институте наук о Земле СПбГУ» документ будет размещен на сайте.

2. После предварительной доработки и обсуждения на заседании были приняты «Методические указания к подготовке комплектов учебно-методических материалов для различных видов учебных занятий по образовательным программам, реализуемым в Институте наук о Земле».

Комплекты учебно-методических материалов (далее УММ) определяют единые требования к учебно-методическому обеспечению различных видов учебных занятий, входящих в учебные планы и способствуют эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в учебную программу занятий. УММ лекционных курсов, практических / семинарских / лабораторных занятий, курсовых работ и практик разрабатываются в дополнение к утвержденным рабочим программам занятий. Рабочие программы учебных дисциплин составляются и утверждаются в соответствии с требованиями, установленными  в СПбГУ.
УММ по всем перечисленным видам занятий являются обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в Институте наук о Земле. УММ, подготовленные преподавателем, ответственным за проведение курса, обсуждаются на заседании кафедры. В дальнейшем УММ рассматривается и одобряется учебно-методической комиссией Института наук о Земле. Подготовка УММ включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя и ежегодно учитывается в объемах педагогических поручений.
В состав УММ по различным видам занятий включаются методические материалы по изучению дисциплины для студентов (все материалы для аудиторной работы, самостоятельной работы студентов, текущего контроля и промежуточной аттестации). Комиссией подготовлен перечень материалов, который включается в УММ таких видов занятий как: лекционный курс, семинарские (практические, лабораторные) занятия, курсовые работы и практики. УММ по дисциплине должен быть представлен в электронном виде в информационной системе Blackboard.
После редактирования полный текст документа будет размещен на сайте Института наук о Земле.

3. Вопрос о включении каникул в допустимые виды деятельности в срок с 1 по 21 сентября в связи с проведением летних полевых практик по образовательным программам географических направлений пока остается открытым, так как из Управления образовательных программ не получен ответ на соответствующие предложения учебно-методической комиссии Института наук о Земле.

Другие вопросы, рассмотренные учебно-методической комиссией во время заседания, и решения по ним будут отражены в протоколе  УМК.