Сотрудники и студенты Института наук о Земле подготовили профильную экопрограмму для школьников Ленобласти
Фото Е. П. Фертиковой
С 9 по 12 октября 2024 года на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» состоялась краткосрочная профильная программа «Экологическое благополучие городской среды: методы оценки и меры по поддержанию».
Программа, реализуемая авторами-разработчиками к.б.н., старшим преподавателем кафедры геоэкологии СПбГУ Екатериной Петровной Фертиковой, инженером Экологического отдела Управления по развитию материально-технической базы, аспирантом 3 курса по специальности «Геоэкология» Елизаветой Павловной Чежиной и студенткой 2 курса магистратуры по направлению «Экология и природопользование» Анной Романовной Никулиной, уже в пятый раз позволила собрать на одной площадке обучающихся 9-10 классов средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области, проявляющих интерес к экологии и охране окружающей среды.
В рамках программы ребята познакомились с понятием благоприятной окружающей среды, с природными и антропогенными процессами, влияющими на качество городской среды. Разбившись на команды, ребята получили задание проложить свой «Экологический маршрут» и применить в нем полученные знания о городской экологии и роли зеленых насаждений в поддержании благоприятной окружающей среды.
Максимов Юрий, 10 класс, д. Ново-Девяткино:
«Экологический маршрут нужен для просвещения населения. С помощью него можно указать на преимущества и недостатки экологической обстановки в городе, найти способы ее улучшения».
Экскурсия в заказнике «Северное побережье Невской губы» позволила школьникам познакомиться с природными комплексами нашего региона. Ребятам был предложен квест, основанный на информации, представленной на стендах экотроп «У Лукоморья» и «Бугаиная». Отвечая на вопросы квеста, ребята самостоятельно изучали стендовые материалы и получили навыки обучения на экотропах. Эти навыки необходимы как для изучения отдельных элементов экосистем, так и для понимания их совместного развития под влиянием природных и антропогенных факторов.
Кравченко Мария, 10 класс, г. Тихвин:
«Экскурсия по экотропе «у Лукоморья» позволила мне узнать больше о флоре и фауне Финского залива и Ленинградской области в целом. На маршруте нам встретилось множество деревьев, которые мы научились различать. Больше всего мне понравилась зона у самого берега. Очень красиво!»
В рамках темы прикладной экологии водной среды ребята поучаствовали в гидрохимических измерениях воды из водотоков в п. Лисий Нос, дренажных каналов и Финского залива с последующим обсуждением полученных результатов диагностики состояния окружающей среды.
После лекции о способах рационального и экологически безопасного способа обращения с отходами ребята выполнили практическую работу по инвентаризации мест образования отходов на территории образовательного учреждения. Также школьники обсудили кейс по размещению полигона отходов. Они должны были прийти к компромиссу и определить, на какой из трех предложенных площадок разместить полигон. Участники смены узнали о том, какова процедура принятия решения в ситуациях, затрагивающих одновременно экономические, экологические и социальные аспекты.
Артеменко Анастасия, 10 класс, д. Ново-Девяткино:
«Это была действительно интересная и занимательная групповая работа, которая помогла получше узнать экологию и поближе подружиться с ребятами».