В РГО состоялось торжественное заседание, приуроченное к 95-летию Юрия Петровича Селивёрстова

10 октября состоялось торжественное заседание Русского географического общества, приуроченное к 95-летию выдающегося геолога и географа, Президента РГО, доктора геолого-минералогических наук и профессора Санкт-Петербургского государственного университета Юрия Петровича Селивёрстова.

На мероприятии выступил директор Института наук о Земле СПбГУ, вице-президент Русского географического общества Кирилл Валентинович Чистяков:

«Профессор факультета географии и геоэкологии СПбГУ, Президент Русского географического общества Юрий Петрович Селивёрстов (1929-2002) оказал значительное влияние на современную науку, на деятельность факультета и жизнь Университета в целом. Этот многогранный учёный, талантливый руководитель и обаятельный человек оставил необыкновенно яркие впечатления у всех, кто знал его как в академической обстановке, так и во время многочисленных путешествий-экспедиций.

Юрий Петрович Селивёрстов прожил сложную, но, как он сам многократно говорил, интересную жизнь, охватившую несколько разных эпох в истории нашей страны. Он родился в городе Ленинграде 10 октября 1929 г. в семье рабочих. Во время блокады Ленинграда вместе с мамой и сестрой он находился в осаждённом городе. В эти страшные годы выработался его характер – позитивный взгляд на проблемы, доброжелательное отношение к людям, непритязательное отношение к бытовым условиям. Его житейская мудрость создавала вокруг Юрия Петровича островок «упорядоченного бытия», где окружающие хорошо понимали свои интересы, цели и задачи.

Школьные годы Юрия Петровича пришлись на военную пору, а после окончания войны учёба стала для него способом доказать себе и окружающим, что началась новая жизнь. В 1946 г. Юрий Петрович принял участие в олимпиаде по географии и стал одним из победителей. Награду за свою победу он получил из рук Президента Географического общества – выдающегося учёного-энциклопедиста, географа и биолога, академика Льва Семеновича Берга. Можно сказать, что Л. С. Берг, сам не зная того, символически передал тогда эстафету своему будущему преемнику на постах Президента Географического общества и заведующего кафедрой физической географии университета ЛГУ. В трудные послевоенные годы для победителей географической олимпиады была выбрана одна из немногих возможных форм поощрения – организация летней учебно-научной экспедиции на Кольский полуостров.  

Юрий Петрович навсегда запомнил, как на проходившем в 1947 г. съезде Всесоюзного Географического общества ему выпала честь огласить приветствие его делегатам от юношеского Географического общества. В том же году судьба привела его в Клуб юных геологов, который находился в Ленинградском Дворце пионеров, где он оказался в роли председателя этого клуба, здесь же он познакомился с академиком Владимиром Афанасьевичем Обручевым, выдающимся исследователем Сибири и Внутренней Азии, известным геологом, географом, писателем и путешественником. Это знакомство укрепило увлечение Ю. П. Селивёрстова науками о Земле и, возможно, предопределило дальнейшую увлечённость Центральной и Внутренней Азией.

Школу он закончил в 1948 г. и сразу же поступил на географический факультет Ленинградского государственного университета. Соединение интересов к географии и геологии привело Ю. П. Селивёрстова на кафедру геоморфологии, где ему посчастливилось найти великолепных учителей – профессоров Сергея Сергеевича Шульца и Зою Александровну Сваричевскую, безусловных классиков отечественной и мировой геоморфологии. Время было сложное, геология и связанные с ней науки решали проблемы, имевшие первостепенное значение для безопасности страны – поиски золота, алмазов, урановых руд. Геологи находились практически на военном положении. На старших курсах судьба привела Юрия Петровича в горы Средней Азии, на Тянь-Шань, в Иссык-Кульскую котловину. Он увлёкся горами, полюбил их на всю жизнь и никогда в последствии не изменял этой привязанности.

Такая его увлечённость порой порождала курьёзные ситуации. Так, например, в 1952 г., когда за отличную учебу Юрий Петрович получил именную Сталинскую стипендию, по иронии судьбы, декан географического факультета В. X. Буйницкий подготовил приказ об его отчислении с факультета за опоздание к началу занятий. В это время Юрий Петрович был на Тянь-Шане, где в ходе преддипломной производственной практики увлечённо занимался поиском алмазов, геоморфологией и изучением баланса денудации и аккумуляции в Иссык-Кульской впадине.  

Юрий Петрович окончил географический факультет с красным дипломом в 1953 г.  и без малейших колебаний со стороны руководства кафедры геоморфологии был оставлен в аспирантуре. Параллельно с учёбой в аспирантуре он работал инженером-геологом в Алтайской экспедиции Всесоюзного геологического института Министерства геологии СССР (ВСЕГЕИ), с которым судьба связала его на три десятилетия. Постепенно он стал руководить всеми геоморфологическими работами экспедиции. По собранным полевым материалам он под руководством З. А. Сваричевской защитил кандидатскую диссертацию о кайнозойских отложениях и истории развития рельефа Южного Алтая, получив в 1957 г. ученую степень кандидата географических наук.

После защиты Юрий Петрович продолжил работу в Алтайской экспедиции, где ещё совсем молодым человеком оказался начальником группы партий и экспедиции. Под его руководством находился большой коллектив сотрудников и огромное количество техники, разбросанной на большие расстояния в труднодоступных условиях горного рельефа. Уже тогда он поражал своих коллег чёткостью организации работы и умением неординарно мыслить. Юрий Петрович умел не только ставить задачи себе и своим подчиненным, но и добиваться их выполнения. Составленный им в начале полевого сезона график посещения и проверки работы партий становился законом, и он сам никогда не нарушал своих обязательств, с какими бы сложностями ему не приходилось сталкиваться. Таким он остался на всю жизнь: с ним можно было оговорить географические координаты (например, на озере Баян-Нур в Убсунурской впадине в Монголии) и дату встречи для совместного решения задач (картографирования, отбора проб, геоморфологического профилирования) – и быть уверенным, что в назначенное время Юрий Петрович будет на месте.

Ю. П. Селивёрстов руководил полевыми научными исследованиями в разных краях на необъятной территории СССР, используя любую возможность для новых путешествий. Его экспедиционные маршруты проходили по Кольскому полуострову и в Поволжье, по Казахстану и Тянь-Шаню, по Уралу и Дальнему Востоку, по Алтаю и Саянам, но одной из важнейших своих жизненных удач он считал африканский период исследований.

В начале 1960-х гг. во время массового освобождения от колониальной зависимости стран Африки советские специалисты-геологи оказались востребованы для разведки и уточнения запасов полезных ископаемых молодых государств. В частности, Гвинейскую республику интересовали месторождения бокситов, а также изучение россыпных месторождений золота и алмазов, опыт изучения которых у Юрия Петровича был. После того, как Гвинея в 1958 году обрела независимость, все картографические и фондовые материалы были вывезены во Францию. Поэтому советским геологам пришлось начинать свою работу в этой стране с «чистого листа».

Юрий Петрович трудился по контрактам в Гвинейской Республике в 1961-1964 и 1967-1972 гг., руководил геоморфологическим исследованиями экспедиции и был начальником поисково-съёмочной партии, составлял прогнозные геологические карты и карты четвертичных отложений Западной Африки. За плечами остались в общей сложности 60 месяцев непрерывных путешествий по саваннам и джунглям. В это время западные специалисты уже не утруждали себя тяжёлыми и опасными полевыми маршрутами, а наши геологи шли вперед с брезентовыми рюкзаками за плечами и геологическими молотками в руках в невыносимых для большинства европейцев климатических условиях, как будто не замечая ядовитых змей, которые падали с деревьев, и малярию, которую Юрий Петрович все-таки вывез из Африки.

На базе собранных в Африке данных была написана докторская диссертация «Эволюция рельефа и покровных образований влажных тропиков Сахарской платформы», которую он блестяще защитил в очень высоко-профессиональном и сложном Ученом совете ВСЕГЕИ. В 1976 г. ему была присвоена учёная степень доктора геолого-минералогических наук.

Основное содержание диссертации легло в основу опубликованной в 1978 году монографии «Эволюция рельефа и покровных образований влажных тропиков Сахарской платформы». Эта работа получила высокую оценку научной общественности – в 1982 г. Юрий Петрович был удостоен Золотой медали имени Н. М. Пржевальского и Диплома Географического общества СССР при АН СССР. А уже через год, в 1983 г., в издательстве ЛГУ вышла в свет ещё одна интересная с научной точки зрения монография – «Ландшафты и бокситы», – в которой были изложены новые обобщения, позволяющие прогнозировать образование и запасы бокситов в разных странах мира, в частности вторая часть этой работы полностью посвящена латеритным бокситам Западной Африки.

В 1979 г. Юрий Петрович был утверждён на должность директора НИИ географии ЛГУ. Ему удалось создать новые направления деятельности института, объединить усилия разных специалистов и укрупнить научные темы, привлечь в институт высококвалифицированных специалистов, добиться значительного увеличения финансирования научных исследований.

Юрий Петрович проработал директором НИИГ до 1986 г., после чего перешёл на должность профессора по кафедре геоморфологии для чтения новых специализированных учебных курсов. Этот переход не был легким и добровольным. Причиной тому послужила слишком большая независимость, требовательность, научная самоотверженность и самостоятельность Юрия Петровича, стремившегося превратить НИИГ в структуру, способную к автономному существованию. Но обстоятельства перехода на новую должность не повлияли на его конструктивное и позитивное отношении к своей работе.

Учёное звание профессора Юрий Петрович получил в 1989 г. и в конце этого же года Юрий Петрович был избран на должность заведующего кафедрой физической географии. Пять лет спустя, в 1994 г., по настоянию Юрия Петровича кафедра была переименована в кафедру физической и эволюционной географии, что отражало фактически сложившийся круг проблем научных исследований кафедры. Таким образом, Юрий Петрович возглавил структуру, у истоков возникновения которой стоял академик Л. С. Берг. Этот переход Юрия Петровича не был случайным, уже с 1984 г. он проводил вместе с сотрудниками кафедры экспедиционные исследования. Сначала была факультетско-институтская экспедиция на Южном Алтае, затем в Бухтарминском крае и Зайсанской впадине, в Туве и Монголии. Результатом этих экспедиций стало издание в 1992 г. подготовленной ещё в конце 1980-х гг. коллективной монографии «Геоэкология горных котловин».

Экспедиции, нацеленные на изучение изолированных горных массивов северо-запада Внутренней Азии – Монгун-Тайга в Западной Туве, Тургэни-Нуру и Хархира-Нуру в Убсунурском аймаке Монголии, продолжались и в сложное «перестроечное» время. Всего же за время своей научной деятельности Юрий Петрович организовал и возглавил более 40 научных экспедиций, до самых последних минут жизни оставаясь человеком особого сорта – ученым-полевиком. Путешествия, в которых Юрий Петрович участвовал в 1990-х гг. возвращали его к молодости, к первым шагам его научной карьеры, сделанным на Южном Алтае. Ведь первое описание ледников массива Монгун-Тайга он совершил ещё в 1964 г., в промежутке между африканскими вояжами. Кстати, именно поэтому один из крупных ледников Монгун-Тайги, находящийся в его восточной части в верховьях реки Шара-Харагай, относящейся к бассейну Ачит-Нура – Котловине Больших Озер – позже получил имя – «Ледник Селивёрстова».

Активная научная работа, вовлекающая в свой круг большое количество молодых учёных, была отмечена присуждением Юрию Петровичу в 2000 г. звания Заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Огромное место в жизни Юрия Петровича занимало Географическое общество СССР, ныне Русское географическое общество. С 1980 г. он был членом Президиума Ученого совета РГО, а в 1989 г. становится его Вице-президентом и с этих пор от его мнения зависело решение почти всех вопросов повседневной жизни общества. Под эгидой географического общества Юрий Петрович с коллегами путешествовал по Южной Америке, Северной Африке, Индии и другим странам мира. На проходившем в конце августа 2000 г. в Архангельске ХI съезде Юрий Петрович был избран Президентом РГО.

Юрий Петрович Селивёрстов скоропостижно скончался 30 сентября 2002 г. на лётном поле аэропорта Пулково, возвращаясь из очередной поездки на Алтай. До последних минут он оставался верен своему жизненному выбору в науке, был полон планов и идей, беспокоился о Географическом обществе и университетских делах. Он был настоящим университетским профессором».