Экологическая клиника СПбГУ разработала серию обучающих экоигр для школьников

Фото: Данил Трофимов

В прошедшем семестре разработка обучающих игр для школьников стала одной из задач клинической практики Экологической клиники СПбГУ.

Магистранты 1 курса направления «Экология и природопользование» Ангелина Липкина, Анна Никулина, Алина Нурисламова, Данил Трофимов, Екатерина Царева под руководством старшего преподавателя кафедры геоэкологии, к.б.н. Екатерины Петровны Фертиковой разработали серию обучающих игр экологической тематики.

Основная цель проекта – создание условий для вовлечения всех участников программы в образовательную деятельность, развитие социального взаимодействия школьников, предоставление им возможности осмысления и усвоения полученных знаний.

На образовательной экскурсии 29 июня 2024 года, проведенной экологической клиникой СПбГУ для учащихся 8 класса Академической гимназии им. Д.К. Фаддеева, на экологической тропе в заказнике «Сестрорецкое болото» школьники узнали о механизмах образования верховых, низинных и переходных болот, их роли в таежных экосистемах и необходимости их охраны. Также ребята познакомились с таежной и болотной растительностью, водоплавающими птицами.

Для усвоения и закрепления материала школьники поиграли в «крокодила», где команды при помощи пантомимы объясняли и отгадывали названия растений и животных, экологические термины, изученные на экскурсии, например: болото, кочка, континуум, торф, пожар, росянка, клюква, сосна и др.

Экологическая версия «испорченного телефона» представляет собой игру, в которой члены одной команды устно передают друг другу по цепочке сообщение на 70-80 слов. В предложенном тексте присутствовали экологические термины, названия географических объектов, природных и антропогенных процессов, а также виды растений и животных, встреченные на экскурсии. Завершающий цепочку игрок записывает переданный ему текст по памяти, а жюри из студентов сравнивает его с первоначальным.

По результатам экскурсии ученики гимназии подготовили фотогербарий с растениями-индикаторами различных природных условий и явлений.

С 17 по 22 июня 2024 года на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошла краткосрочная профильная программа «Экологическое благополучие городской среды: методы оценки и меры по поддержанию». В смене приняли участие 9 учеников 9-10 классов средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области, проявляющие интерес к экологии и охране окружающей среды.

Для знакомства школьников с природными комплексами и историей заказника «Северное побережье Невской губы» был составлен квест, вопросы которого основаны на материалах, представленных на стендах экотропы «У Лукоморья». В поисках ответов на вопросы ребята получили навыки самостоятельного обучения на экотропах, изучения как отдельных элементов экосистем, так и их совместного развития под влиянием природных и антропогенных факторов.

Тема «Город без отходов» вызвала наиболее живой интерес участников смены. Аспирантка 2 курса направления «Геоэкология» Елизавета Чежина составила и провела ролевую игру «Где разместить отходы?». Из описания трех возможных мест для размещения нового полигона ТКО ребятам предстояло выбрать наиболее оптимальный вариант как с точки зрения благополучия населения и окружающей среды, так и с позиции экономической целесообразности. Сложность заключалась в том, что ни один из вариантов не был полностью благополучным. В ходе игры ребята разделились на две команды: администрацию региона и представителей местного населения. Они должны были достигнуть компромисса и определить, на какой из предложенных трех площадок сделать полигон для размещения отходов. Ребятам предстояло найти баланс между необходимостью где-то размещать отходы, ограниченным бюджетом и сохранением окружающей среды. Переговоры получились жаркими, полностью к компромиссу прийти не удалось. Участники смены узнали о том, как делать выбор в ситуациях, когда нет очевидно благоприятного исхода.

Выражаем благодарность Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга за содействие в проведении программы.