Сергей Снигиревский: «Арктика – регион, где постоянно возможны новые находки»

В июне 2021 года из Архангельска в сторону Новой Земли и Земли Франца-Иосифа отправится Арктический плавучий университет (АПУ). Прошлым летом из-за пандемии новой коронавирусной инфекции от экспедиции пришлось отказаться, вместо этого был организован онлайн-лекторий. COVID-19 и в этом году внёс коррективы в работу плавучего университета. Так, в АПУ-2021 примут участие только российские исследователи. Представители 13 научных и образовательных организаций будут изучать геологическое строение и палеонтологическую характеристику разрезов, изменение климата, биоразнообразие почв и ландшафтов, а также гидрологию арктических морей. Доцент кафедры осадочной геологии СПбГУ, руководитель инициативного проекта СПбГУ «Позднедевонские палеопочвы и корневые системы Северного Тимана (Российская Арктика)», участник Арктического плавучего университета-2021 Сергей Снигиревский рассказал о планах на экспедицию и подготовке специальной научно-образовательной программы.

Сергей Михайлович, как был организован отбор участников Арктического плавучего университета?

Все участники экспедиции отбирались на основании конкурса, проходившего по нескольким направлениям. Я был в блоке сотрудников российских научно-образовательных организаций. По последней информации, всего в экспедицию отправятся 55 человек (часть из них студенты).

Арктику, конечно, надо осваивать, это один из приоритетов нашего государства. Несмотря на то, что в этом регионе часто бывают экспедиции, Арктика недостаточно изучена. Там много всего нового, но оно добывается с большим трудом, несоизмеримым с обычными условиями средней полосы или российского юга. Поэтому исследованиям всегда должно сопутствовать везение. Арктика это регион, где постоянно возможны новые находки. Но нужно понимать, что оттуда можно приехать и с пустыми руками.

В этом году большой блок АПУ изучение адаптационных механизмов человека к условиям высокоширотной Арктики. Специалисты нескольких научных организаций будут исследовать состояние участников экспедиции, в том числе психологическое. Вы, получается, будете одновременно и исследователем плавучего университета, и подопытным...

Это исследование очень важное и очень правильное. Но на нем, конечно, отразится тот факт, что участники экспедиции будут жить на «Михаиле Сомове» (научно-экспедиционное судно, которое заменило НЭС «Профессор Молчанов» в АПУ-2021 прим.). А это все-таки привычные условия, не экстремальные. Если тебе холодно то ты прячешься в каюте. Совсем по-другому ощущаешь окружающую действительность и себя в ней, когда ты вылезаешь из спальника в холодной палатке, а кругом нет ничего кроме белых медведей, морозного воздуха и прозрачной сини бледно-голубого неба. И для того, чтобы согреться, тебе сначала надо дойти до берега, собрать «плавник» (обломки деревьев, принесенные на арктические побережья течениями - прим.), напилить дров и разжечь печку в палатке. Только тогда тебе станет тепло… Поэтому как таковой адаптации на «Михаиле Сомове» не будет. Сам специально к экспедиции я не готовлюсь, сборы будут традиционными. Нас только попросили всех сделать прививку от коронавируса.

Экспедиция стартует 10 июня из Архангельска к мысу Желания (Новая Земля). Затем участники Арктического плавучего университета должны посетить четыре острова на Земле Франца-Иосифа (ЗФИ) – Греэм-Белл, Хейса, Гукера и Нортбрук. Какая из этих точек для Вас самая важная?

Все зависит от того, куда мы высадимся. Для меня интересны все четыре острова, потому что это - районы распространения мезозойских отложений, частично морского (триасовые), частично континентального генезиса (юрские и меловые толщи). На острове Хейса, например, в публикациях крупнейшего исследователя ЗФИ Виталия Давыдовича Дибнера указываются «кости ящеров». Но во-первых, найдем ли мы их, и во-вторых, в том ли месте мы будем искать? Тут все зависит от того, куда может подойти судно и куда может сесть вертолет, совершающий выброски рабочих групп на берег. В любом случае, если мы находим разрез, то сначала составляется его геологическое описание и собираются ископаемые остатки растений и животных. Затем все это отвозится на корабль, а дальше находки едут в Петербург. И уже из Петербурга экземпляры направляются специалистам, занимающимся исследованием той или иной группы ископаемых организмов. Например, если мы найдем упомянутую «кость ящера», то сначала я ее передам специалисту по мезозойским пресмыкающимся Александру Олеговичу Аверьянову (Зоологический институт РАН). Здесь все зависит от уникальности находки. Если находка действительно уникальная, то мы её оставим у нас в Палеонтологическом музее СПбГУ. Но, если это рядовой материал, который просто дает сведения об обнаружении остатков определенного ископаемого в определенной области, то его даже нет смысла хранить в нашей палеонтологической коллекции. Логичнее, чтобы он находился в тематической коллекции Зоологического института РАН. Пополнение коллекций необходимо не валовое, а точечное.

Сейчас музейному фонду Университета уделяют большое внимание. Там работают активные люди. Я знаю, что в Палеонтологическом музее проделана огромная работа. Все образцы каталогизируют и заносят в единую базу данных. Материалы доступны для изучения внешним и внутренним пользователями. Это очень важно и нужно.

Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о программе, которую Вы готовите для АПУ-2021?

Моя программа будет состоять из двух блоков: первый лекционный (во время переходов); второй практический (во время высадок). Всего я планирую прочитать 5-6 лекций. Первая лекция будет посвящена введению в вопрос. Большая часть будет отведена теме истории исследования Арктики. Исследования геологического и палеоботанического, в том числе. Арктика это Арктика, туда попасть трудно, поэтому любая экспедиция всегда привозит большое количество материалов любой направленности. В АПУ будут и орнитологические, и геоботанические, и гляциологические, и ихтиологические исследования, но упор с моей стороны будет, конечно, сделан на исследование геологии и ископаемых растений. Отдельно я также прочитаю циклы «Флора палеозоя», «Флора мезозоя» и «Флора кайнозоя», а последняя лекция будет посвящена моим исследованиям в Арктическом регионе.

Есть надежда, что во время лекций появятся один-два студента, которые заинтересуются этими темами и смогут стать мне помощниками уже на практических работах во время высадок.