Борьба с саранчой сегодня: найти и обезвредить

В Санкт-Петербургском университете лекцию о древнейших врагах земледелия прочитал специалист по борьбе с саранчой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (Рим, Италия), выпускник ЛГУ Александр Лачининский.

Саранчовые – неотъемлемая часть травянистых биогеоценозов, которые, как газонокосилка при регулярном применении, стимулируют рост растений, а также активно участвуют в круговороте веществ. Однако положительно саранча влияет на окружающую среду только когда численность ее популяции невелика. При резких вспышках роста ее численности под угрозой оказываются целые регионы. О том, как правильно проводить мониторинг этого древнейшего врага земледелия и об основных методах борьбы с вредителем рассказал ученый-энтомолог и специалист по борьбе с саранчой Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Александр Лачининский.

«Несмотря на то, что мировые убытки от саранчи невелики, около 0,2% от общего ущерба от всех вредителей, эту напасть необходимо рассматривать в масштабе отдельных регионов. Неслучайно латинское название саранчи, - locusta, - переводится как «выжженная земля». Действительно, нашествия саранчи – это стихийное бедствие, которое способно уничтожить посевы одной фермы, соседнюю оставив нетронутой», - подчеркивает Александр Всеволодович.

Стадных саранчовых в Европе всего три вида – мароккская, итальянская и азиатская перелетная. Выделяют две основные фазы жизни саранчи: одиночную и стадную. При низкой численности преобладает одиночная фаза, у представителей которой неприметный окрас, они избегают друг друга и встречаются только для спаривания. Если плотность саранчовых высокая, они имеют контрастную окраску, держатся вместе с момента отрождения и образуют огромные скопления, то такой период жизненного цикла называется стадной фазой.

«Любопытно, что сто лет назад эти фазы одного и того же вида принимались за два разных вида. Считалось, что они настолько различаются по окраске и поведению, что это два совершенно разных вида саранчи, пока выдающийся энтомолог, выпускник ЛГУ Борис Петрович Уваров не открыл явление фаз и не описал его в 1921 году», - отметил Александр Лачининский, добавив, что для современной прикладной энтомологии вопрос условий перехода саранчи из одной фазы в другую – один из ключевых.

После того как формируются большие группы саранчи, они начинают перемещаться. При этом неясна сама причина движения – это не всегда связано с нехваткой пропитания. Обычно, если кто-то один начинает прыгать, за ним уже следуют другие. Личинки могут передвигаться на километры, а взрослые – перелетать на десятки километров в день, при этом у саранчи наблюдается одна любопытная особенность – в полете насекомые не сталкиваются друг с другом.

Для того, чтобы предотвратить массовое уничтожение посевов специалисты по саранче несколько раз в год проводят тщательный мониторинг. Для этого специалистам приходится выезжать в поле и, если речь идет об азиатской перелетной саранче, непосредственно на месте досконально обследовать тростниковые плавни – основное местообитания данного вида. Этот процесс занимает много времени, поскольку во многих странах объехать нужно миллионы гектаров. К тому же не всегда удается обследовать труднодоступные территории.

«Сегодня работу существенно упрощают спутники. Так, например, на снимках спутника Landsat, пространственное разрешение которого составляет 30 м, хорошо видны тростниковые заросли – излюбленный биотоп саранчи. Еще используют снимки спутников MODIS, которые облетают Землю ежедневно и позволяют создавать карты саранчовых биотопов, хоть и с более низким разрешением. Это дает возможность достаточно оперативно получить нужную информацию, о том, где может концентрироваться саранча», - рассказал Александр Всеволодович.

После того, как потенциально опасные территории определены, туда направляются специалисты для борьбы. Сто лет назад саранчу загоняли в канавы, где ее либо затапливали, либо сжигали. Сегодня насекомых уничтожают при помощи пестицидов. «Когда происходит вспышка, то борьба в отдельной стране малоэффективна. В таких ситуациях ФАО берет на себя ответственность и координирует международные усилия по борьбе с саранчой. Иногда вспышка распространяется на десятки стран, а саранче не нужны визы, чтобы перелетать через границы», - поделился Александр Лачининский.

Несмотря на то, что механизм борьбы отработан, ученые продолжают искать наиболее эффективные пути решения этой проблемы. Так, избыточное применение пестицидов при обработках против саранчи наносит огромный вред окружающей среде и здоровью человека. Чтобы снизить это отрицательное воздействие на экосистемы, недавно был разработан биопрепарат, в основе которого лежит энтомопатогенный гриб. Споры гриба распыляют над скоплениями саранчи, они прорастают на кутикуле насекомых и проникают внутрь их тела, где они развиваются за счет тканей хозяина и выделяют токсины. Зараженные саранчуки снижают питание, замедляют движение и обычно погибают в течение 1-2 недель.

«Такой препарат наносит меньше вреда окружающей среде, поскольку гриб поражает только саранчовых, но не опасен для пчел, птиц и других нецелевых организмов. Однако, нередко наблюдается приспосабливаемость саранчи к спорам данных грибов. Поэтому нам еще есть над чем работать», - подытожил Александр Всеволодович.

Презентация доклада А. В. Лачининского