«Без сильной науки у нашего государства нет перспектив»: интервью с профессором СПбГУ С.В. Кривовичевым

По итогам последних выборов в Российской академии наук профессор СПбГУ С.В. Кривовичев стал членом-корреспондентом РАН (подробнее…). В рамках интервью, приуроченного к этому значимому событию, Сергей Владимирович рассказал о том, как меняется отношение к науке в современном российском обществе, об актуальных задачах минералогии и кристаллографии, о творческом вдохновении и о том, как воспитать настоящего ученого.

Война все расставляет на свои места

Сергей Владимирович, какова, на Ваш взгляд, роль науки в современном российском обществе?

СВ: На мой взгляд, роль науки в современном российском обществе в настоящее время подвергается существенному пересмотру. Как говорится, война всё расставляет на свои места. Это видно хотя бы по изменению отношения власти к такому традиционному институту науки в нашей стране, как Российская академия наук. Без всякого сомнения, это связано с внешнеполитической обстановкой. Когда-то отдельным представителям нашей власти казалось, что мы сможем купить всё, чего у нас нет, на международном рынке – помню, даже в какой-то форме одной из Федеральных целевых программ была графа «есть ли зарубежные аналоги» – в том смысле, что не будет ли дешевле просто купить нужные технологии за границей.

Сейчас, в режиме санкций и внешнего давления, совершенно очевидно, что «всё» нам не продадут и необходимо иметь собственные наработки во многих отраслях науки и техники. Это было всегда ясно дальновидным и исторически осведомленным людям: когда мы начнем вести независимую национальную политику, нам будут по возможности максимально «вставлять палки в колеса» и «обрубать» выходы на новые технологии.

Поэтому отношение к науке у нас в стране и обществе сейчас меняется, и, на мой взгляд, во власти сегодня нужны такие люди, которые понимают, что без сильной науки у нашего государства нет перспектив.

Сильный творческий импульс

Почему люди сегодня занимаются наукой? Какие качества отличают настоящего ученого? Возможно ли воспитать в человеке эти качества и как его заинтересовать научной работой?

СВ: Есть и всегда были разные типы ученых. Занятия наукой подразумевают очень сильный творческий импульс – импульс к познанию и созданию нового. Если этот импульс у человека есть, то он будет заниматься научной деятельностью во что бы то ни стало. Это один тип ученых.

Когда-то наука была просто престижной профессией, труд ученого ценился государством во всех смыслах. Это также привлекало в науку определенную группу людей, которые в других условиях наукой заниматься не стали бы.

Научить человека радости научного познания, показать подходы к получению новых знаний о природе, или человеке, или истории и т.п. – это очень непросто. Как правило, у всякого ученого была в жизни встреча с каким-то интересным человеком или даже группой людей, которые и посеяли в душе этого ученого интерес к научному методу познания действительности.

Поиск общего смысла в мире отдельных явлений, наука и искусство

Наука, как и искусство, - процесс творческий. Что вдохновляет Вас как творца?

СВ: Радость нового знания и способность объяснить в рамках новых концепций и подходов факты, которые раньше казались разрозненными и не имеющими никакой связи. Поиск общего смысла в мире отдельных явлений – проникновение в тайны природы или хотя бы прикосновение к этим тайнам – всегда очень волнующе и вдохновляюще.

Кстати, Вы правильно объединили науку и искусство как разные виды творческой деятельности.  На самом деле между наукой и искусством гораздо больше общего, чем это обычно считается. Ученый, как и деятель искусства, своим трудом создает новую реальность, которая моделирует существующую (отсюда термины «научная модель Вселенной», «научная картина мира» и т.п.) – он в своем роде творец, маленький демиург, но только, в отличие от деятелей искусства, модели реальности, созданные учеными, подвергаются жесткой проверке на соответствие действительности – посредством эксперимента. Мне кажется, что и значимость великих произведений искусства именно в том, что писатель, композитор или художник затрагивает в своем творении глубочайшие темы мироздания, будь то восхищение устройством Вселенной или тайна человеческой жизни.

Создание синтетических подходов к пониманию многообразия и сложности мира минералов и неорганических веществ

Какие ключевые задачи сегодня стоят перед минералогией и кристаллографией?

СВ: В настоящее время налицо задача создания синтетических подходов к пониманию многообразия и сложности мира минералов и неорганических веществ. Минералы я бы выделил особенно, так как они являются продуктами геологических процессов в истории Земли и Вселенной, которые напрямую связаны с процессами общей эволюции вещества и являются составной частью космической эволюции.

Именно поэтому одним из популярных подходов в современной минералогии является так называемая минеральная эволюция – теория, развиваемая нашими американскими коллегами во главе с Робертом Хейзеном, но идея которой была выдвинута советскими минералогами А.Г. Жабиным, Н.П. Юшкиным и др. Ядро этой концепции состоит в том, что минеральный мир развивается во времени по своим, отличным от биологического мира, законам, взаимодействуя при этом с биосферой, - и эти законы нам еще предстоит понять и выяснить.

Мы со своей стороны развиваем теорию сложности минералов, которая дает количественные оценки сложности кристаллических структур и химических формул минералов и позволяет по-новому интерпретировать колоссальный набор фактов, накопившихся в современной описательной минералогии. Именно в создании таких обобщений – эмпирических обобщений по В.И. Вернадскому – и лежит будущее современной минералогии. Эти обобщения, связанные с обработкой и визуализацией больших массивов данных (big data) на основе новых информационных принципов, позволят выявить общие тренды в развитии минерального мира и нащупать ту грань, которая отделяет этот мир от мира живых существ.

Постановка больших задач

Чувствуете ли Вы бОльшую ответственность за развитие российской науки в Вашем новом статусе? Каких ключевых принципов Вы придерживаетесь в своей работе и какие задачи перед собой ставите а) как ученый, б) как преподаватель, в) как руководитель (заведующий кафедрой), г) как представитель России в различных международных ассоциациях? 

СВ: Избрание членом-корреспондентом РАН – это, разумеется, очень важный и серьезный знак признания научных заслуг для ученого, работающего в России. Исторически сложилось, что членство в Академии наук у нас означает принадлежность к научной элите, которая создает новые возможности влиять на развитие науки как в собственно научном, так и в организационном плане. В связи с этим есть ощущение как большей ответственности, так и бОльших перспектив и большей уверенности в себе и своих планах.

Мои ключевые принципы, о которых Вы спрашиваете, таковы:

- как ученого – добросовестность и постановка больших задач, которые ведут к серьезным прорывам (как кто-то правильно сказал, «если вы задаете большие вопросы, вы получаете большие ответы»);

- как преподавателя – стараться ставить перед молодыми учеными проблемы, с одной стороны, интересные и актуальные, с другой – решаемые и имеющие потенциал для дальнейшего развития, в частности, хотя бы просто для хорошей публикации;

- как руководителя – не мешать работать работающим людям и на своем уровне создавать условия для работы, улаживать конфликты, неизбежно возникающие между разными людьми в ежедневном научном и человеческом общении;

- как представителя России в международных научных организациях – способствовать повышению авторитета российской науки за счет продвижения активных и результативных российских ученых и их достижений на международной арене.

Над какими проектами Вы сейчас работаете?

СВ: К сожалению, административные, редакционные, международные, преподавательские, научно-организационные и другие обязанности сегодня оставляют не столь много времени для полноценных занятий теми большими вопросами и проблемами, о которых я говорил ранее. Для меня такой большой проблемой является создание синтетического подхода к пониманию минерального мира внутреннего единства химического состава и кристаллической структуры, являющихся чуткими индикаторами общих и частных процессов развития вещества в процессе космической эволюции.