В рамках Форума труда в СПбГУ прошел круглый стол «Фундаментальные проблемы наук о Земле и подготовка высококвалифицированных кадров для Российской Арктики» 

(с) из личного архива С. С. Лачининского

22 февраля 2024 года на площадке Юридического факультета СПбГУ в рамках VIII Санкт-Петербургского международного форума труда и Международной научно-практической конференции «Человеческий капитал: образование, труд, занятость в современном обществе» (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета) прошел круглый стол на тему «Фундаментальные проблемы наук о Земле и подготовка высококвалифицированных кадров для Российской Арктики». Мероприятие было инициировано директором Института наук о Земле СПбГУ, вице-президентом Русского географического общества, профессором Кириллом Чистяковым. 

Организатором и модератором круглого стола стал член Программного комитета конференции, доцент СПбГУ (кафедра экономической и социальной географии) Станислав Лачининский. 

«Ученые и исследователи Института наук о Земле, коллеги и партнеры из МГУ и ААНИИ представили конструктивные взгляды на актуальную и государственную задачу – подготовку высококвалифицированных кадров для Российской Арктики. Исходя из подходов различных наук о Земле, собственной практики и опыта, они показали проблемные места подготовки наших кадров и конкретные преимущества современного исследователя в науках о Земле», ― отметил Станислав Лачининский. 

С докладами выступили авторитетные ученые и крупные специалисты: д.г.-м.н., заместитель председателя Научной комиссии Ученого совета СПбГУ, председатель научной комиссии в области наук о Земле и смежных экологических наук В. В. Гуржий; д.г.н., профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, генеральный директор Института регионального консалтинга, выпускник ЛГУ профессор А. Н. Пилясов («Комплексность против специализированности в подготовке кадров для Российской Арктики»); д.г.н., профессор РАН, директор ААНИИ А. С. Макаров («Современные решения и подходы к привлечению молодежи к работе в высоких широтах»); д.г.н., профессор, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН К. Б. Клоков («Арктический вектор социально-экологических, культурно-географических и этнологических исследований в России. Образ арктического исследователя в XXI веке»); к.г.-м.н., заведующий кафедрой геологии месторождений полезных ископаемых СПбГУ, доцент А. И. Алексеев («Современное состояние минерально-сырьевого комплекса Арктики и подготовка квалифицированных геологических кадров»); к.г.н., доцент, научный сотрудник Центра арктических и сибирских исследований, Социологического Института РАН ― филиала ФНИСЦ РАН; член экспертного совета Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Государственной Думы РФ О. Н. Толстых («Подготовка высококвалифицированных кадров в контексте развития внутреннего туризма в Российской Арктике»). 

На мультинаучной и необычной площадке удалось собрать разных профессионалов-экспертов и обсудить самые важные и сложные вопросы, стоящие перед отечественным высшим образованием в сфере наук о Земле и родственных науках. Как заметил доцент СПбГУ Владислав Гуржий (кафедра кристаллографии), современная цифровизация и искусственный интеллект не могут заменить опыт, профессионализм и способности мотивированного исследователя, а могут лишь вооружить его передовым инструментарием.  

«Подготовка современных высококвалифицированных кадров в области наук о Земле – это длительный и творческий процесс, который требует тонких настроек и подходов», ― подчеркнул Владислав Гуржий. 

В свою очередь профессор МГУ Александр Пилясов считает, что в российских условиях, особенно в Арктической зоне РФ, «узкая модель» подготовки современного специалиста (англосаксонская модель) заведомо проигрывает «комплексной / мультинаучной» парадигме подготовки (континентальной / советской модели). Комплексный подход и совмещение разных компетенций в рамках генерального направления подготовки делает специалистов востребованными в любые времена.  

«Секрет прост! Мы должны работать не только в условиях экономии на масштабе («подготовка унифицированного специалиста» и концентрация усилий), но и сохранять тренд на гетерогенность как источник разнообразия (подготовка штучных и уникальных специалистов вне шаблонных моделей и широких траекторий)», ― уверен Александр Пилясов. 

Директор ФГБУ ГНЦ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Александр Макаров на опыте ААНИИ показал, что сегодня научно-экспедиционный сектор должен искать нетривиальные решения стратегических вопросов, к которым с полным правом относится и кадровая проблема.  

«Содействие в развитии личного бренда молодого исследователя, сотрудничество с существующими брендами, специальные «венчурные инициативы за свой счет» по развитию профильных магистратур, школьное просвещения и популяризация научных исследований на федеральных площадках, выстраивание персонифицированной и ориентированной на сотрудника карьерной лестницы ― это лишь малая часть того, что дает сегодня хороший результат», ― отметил Александр Макаров.