Студенты и преподаватели СПбГУ провели профильную смену «Экологическое благополучие городской среды» для ГБОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга

С 10 по 15 апреля 2023 года в ГБОУ «Академия талантов» Санкт-Петербурга в формате интенсивной образовательной программы прошла профильная смена на тему «Экологическое благополучие городской среды: методы оценки и меры по поддержанию». В программе приняли участие девять обучающихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга, заинтересованных в изучении природы, экологических закономерностей, охране окружающей среды.

Смену подготовили и провели:

  • Фертикова Екатерина Петровна, к.б.н., старший преподаватель кафедры геоэкологии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Чежина Елизавета Павловна, инженер Экологического отдела Управления безопасности труда и жизнедеятельности Санкт-Петербургского государственного университета, аспирант СПбГУ (1 курс по специальности «Геоэкология»);
  • Никулина Анна Романовна, студентка СПбГУ (4 курс бакалавриата по направлению «Экология и природопользование»).

Цель программы – расширить у школьников понимание природных процессов, обеспечивающих благоприятную окружающую среду в городе.

Задачами программы стали:

  • Получение знаний о сочетании в городских условиях природных и антропогенных объектов, явлений и процессов;
  • Рассмотрение прикладных аспектов экологии;
  • Ознакомление школьников с полевыми методами исследования природных и антропогенных процессов, работой в лабораториях;
  • Формирование у школьников экологического мышления и бережного отношения к природе;
  • Профессиональная ориентационная работа, презентация профессии эколога.

Экология города была рассмотрена в рамках профильной смены через комплекс природных и антропогенных процессов. Во время экскурсий по зеленым насаждениям города школьники знакомились с присутствующими в них растениями и животными, а также сезонными явлениями в природе. Эти знания необходимы для понимания роли зеленых насаждений как основных факторов в формировании и поддержании благоприятной окружающей среды.

Школьники узнали, из каких компонентов природного и антропогенного происхождения состоит окружающая среда в городе, по каким показателям мы можем определить, является ли окружающая среда благоприятной для человека и других городских обитателей. Какие существуют виды негативного воздействия на окружающую среду и что является их источником. Как по состоянию растений-индикаторов определить загрязненность воздуха, воды или почвы. Какие методы биотестирования применяются для определения степени токсичности воды и почвы в городе. Ребята научились отбирать пробы из поверхностных водоемов, анализировать их в лабораторных условиях.

На основе полученных знаний участники программы решили кейс по экологическому благоустройству городской среды. В рамках поставленной задачи им было необходимо создать образ идеального городского парка, оказывающего населению наибольший спектр экологических услуг. Ребята предложили собственные решения того, как можно облагородить заброшенный парк, испытывающий целый ряд экологических проблем.

Один из дней занятий прошел в Институте наук о Земле СПбГУ, где школьников приветствовал директор Института наук о Земле д.г.н. Кирилл Валентинович Чистяков. Школьники имели возможность познакомиться с современными методами научных исследований и с оборудованием Ресурсного центра Научного парка СПбГУ «Обсерватория экологической безопасности». Ребята также провели лабораторный анализ проб воды, которые сами накануне отобрали в водоемах на Каменном острове, на содержание кислорода, гидрокарбонатов и некоторых биогенных веществ.