Сотрудники и студенты Института наук о Земле организовали краткосрочную профильную программу «Экологическое благополучие городской среды: методы оценки и меры по поддержанию»
С 12 по 14 декабря 2022 г. на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошла краткосрочная профильная программа «Экологическое благополучие городской среды: методы оценки и меры по поддержанию».
Организатором программы выступил Институт наук о Земле СПбГУ. В разработке материалов и проведении занятий приняли участие Екатерина Петровна Фертикова, к.б.н., старший преподаватель кафедры геоэкологии; Чежина Елизавета Павловна, инженер Экологического отдела Управления безопасности труда и жизнедеятельности, аспирант 1 курса специальности «Геоэкология»; Никулина Анна Романовна, студентка 4 курса бакалавриата направления «Экология и природопользование».
В смене приняли участие 10 обучающихся 10-11 классов средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области. Экология города рассмотрена через комплекс природных и антропогенных процессов. Отмечена роль зеленых насаждений как основных факторов в формировании и поддержании благоприятной окружающей среды.
Программа нацелена на расширение понимания природных процессов, обеспечивающих благоприятную окружающую среду в городе, на формирование у школьников экологического мышления и бережного отношения к природе. Особое внимание уделено созданию особо охраняемых природных территорий и экологических троп в городах.
Программа состоит из трех частей:
1) Общие сведения об экологии города. Знакомство с основными проблемами загрязнения окружающей среды в городах;
2) Прикладная экология. Биоиндикация и биотестирование;
3) Город без отходов.
Для учащихся были прочитаны лекции, посвященные анализу состояния городской среды, биоиндикации загрязнений и экологически безопасному обращению с отходами. Проведены полевые исследования: произведен отбор проб водотоков в п. Лисий Нос, осуществлен ряд гидрохимических анализов воды из ручья, дренажных каналов и снежного покрова. Методами биотестирования с использованием дафний в качестве тест-объекта установлена токсичность почвогрунтов. Выполнена практическая работа по инвентаризации мест образования отходов на территории образовательного учреждения.
В результате учащиеся смогли ознакомиться с многогранной профессией эколога с разных сторон: от работы по инвентаризации отходов и разработке мер по сокращению их количества до отбора и анализа проб воды и почвы.
Итогом всей программы стало представление учащимся проекта «Экологически благополучного квартала», в котором ребята отобразили новые полученные знания. Обязательными элементами экологического квартала в командных проектах стали: парки и водоемы, детские игровые и спортивные площадки, общественный транспорт, работающий на электричестве, рациональное обращение с отходами, социальная сплоченность и формирование сообществ единомышленников. Представляя свой проект экологической тропы, команды отметили важность эмоциональной составляющей в общении человека с природой. В основу экологических маршрутов ребята заложили идею экологического просвещения через создание визуала, сочетающего информационный и эмоциональный контекст.