РСМД: Развитие российской экономики будет в немалой степени определяться научными разработками университетских ученых

О развитии системы высшего образования в России, процессах цифровизации и интернационализации образовательной и научной деятельности и опыте СПбГУ в области повышения конкурентоспособности на зарубежных образовательных рынках рассказал в интервью для Российского совета по международным делам ректор СПбГУ, член РСМД Николай Кропачев.

Как Вы оцениваете развитие российской системы высшего образования в течение последних 10 лет? Какие основные ошибки и достижения Вы можете отметить?

Давайте сразу определимся. Развитие российской высшей школы — это, конечно, прежде всего достижения. Ошибки возможны и даже неизбежны: не ошибается тот, кто ничего не делает. Но если ошибки замечают и исправляют, они становятся показателем развития. Я считаю, что развитие российской высшей школы за прошедшее десятилетие, безусловно, было позитивным.

Большим достижением для всей системы образования, в том числе для высшей школы, стало принятие в 2012 году закона "Об образовании" (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Этот интегральный закон объединил все уровни образования, обеспечив правила и возможности получения и предоставления образования в течение всей жизни. Преемственность уровней образования чрезвычайно важна. Очевидно, что обучение в университете не может быть эффективным, если школа не обеспечила будущему студенту достаточных базовых знаний. Хорошо, что внедрен и работает инструмент, одновременно оценивающий уровень школьного образования и возможность обучения в высшей школе, я имею в виду Единый государственный экзамен. Замечу, что уже 10 лет СПбГУ по среднему баллу ЕГЭ зачисленных абитуриентов занимает первое место среди классических университетов России.

Подробнее...