В СПбГУ обсудили актуальные проблемы сотрудничества России и Китая в Арктике

Ученые Санкт-Петербургского университета совместно с коллегами из Океанического университета Китая (г. Циндао) провели девятую российско-китайскую академическую встречу по арктической тематике. В дискуссиях, посвященных арктическим исследованиям, традиционно участвует широкий круг экспертов: ученые, представители органов власти, общественных объединений, бизнеса, международных организаций и СМИ.

На открытии мероприятия директор Арктического центра СПбГУ Сергей Аплонов подчеркнул важность арктического региона для России. «В Арктической зоне Российской Федерации живет меньше 2% всего населения страны, но в тоже время − это свыше половины населения всей Северной полярной области. Кроме того, именно в Арктической зоне РФ производится более 20% валового внутреннего продукта страны. Мы Арктику не покоряем – мы в Арктике живем», − отметил Сергей Витальевич.

В СПбГУ арктическим исследованиям уделяется большое внимание. Ученые Университета изучают все многообразие Арктики: от богатства минеральных ресурсов и природоохранных аспектов до самобытности северной архитектуры. «Санкт-Петербургский университет является одним из лидеров в области арктических исследований, о чем свидетельствуют многочисленные научные и практические наработки, которые способствуют развитию региона и сохранению его хрупкой экосистемы. Как классический университет, мы имеем возможность проводить мультидисциплинарные исследования и привлекать для реализации таких проектов ведущих ученых из разных областей», − считает Сергей Аплонов.

Заместитель ректора по международной деятельности Сергей Андрюшин отметил, что благодаря инициативе ученых СПбГУ и Океанического университета Китая уже в девятый раз у специалистов есть уникальная возможность обсудить актуальные вопросы российско-китайского стратегического партнерства в Арктике.

Так, в число приоритетных направлений сотрудничества двух стран входит развитие экономического потенциала Северного морского пути (СМП). Однако из-за активного использования акватории морей Северного Ледовитого океана в хозяйственных целях существует ряд рисков и угроз для морской окружающей среды. Профессор СПбГУ Александр Сергунин в своем докладе сосредоточился на вопросах имплементации Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах (Полярного кодекса). Полярный кодекс вступил в силу в 2014 и служит для предотвращения негативных проявлений, связанных с судоходством в Арктике. В частности, кодекс обращает внимание на то, что судовые корпуса должны обладать соответствующим запасом прочности, необходимым для предотвращения утечки топлива в случае чрезвычайных происшествий или кораблекрушений.

Помимо этого, необходимо соблюдать ряд определенных условий для минимизации ущерба от судоходства по СМП. Прежде всего необходимо обеспечить суда необходимым безопасным оборудованием, ограничить выбросы вредных веществ и осуществить переход на менее опасное в экологическом отношении «легкое топливо». Александр Сергунин отмечает, что уже сейчас в этом направлении сделаны большие шаги. Так, например, танкеры, которые перевозят по северному морскому пути сжиженный природный газ, тоже работают на более «чистом» природном газу.

О роли и месте естественных наук в формировании международных норм и стандартов в условиях арктической экосистемы рассказала доцент СПбГУ Надежда Харлампьева, член Международной экспертной группы AMAP и CON SAON. Надежда Климовна напомнила, что еще в 80-х годах отечественные исследователи-полярники по итогам своих экспедиций рекомендовали обратить внимание на сочетание интересов естественных и общественных наук и стараться эти знания синхронизировать. Также она отметила, что в СПбГУ успешно внедряется междисциплинарный подход при подготовке высококвалифицированных кадров в области арктических исследований, компетенции специалистов включены в рамках ряда программ магистратуры: «Полярные и морские исследования (ПОМОР)», «Комплексное изучение окружающей среды полярных регионов (CORELIS — Cold Region Environment Landscapes Integrated Science)», «Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и развития», курса «Арктика в современной политической системе: межгосударственные отношения и методология исследования» и др.

«При подготовке кадров для Арктики важно учитывать, что объектом изучения становится вся экосистема региона, ее водное, земельное и природоохранное законодательство, а также принципы формирования глобальной политики и их влияние на региональное положение и местную практику» — отметила Надежда Климовна. Также эксперт рассказала о том, как в условиях эпидемиологической ситуации в Арктическом регионе стремительно развивается экспедиционный, экстремальный и экологический туризм нормы и правила которых должны быть быстро приведены  в соответствии с международными стандартами с учетом особенностей арктической экосистемы.

Профессор СПбГУ Мария Лагутина сосредоточилась на проблеме трансграничных загрязнений в Арктике. По словам эксперта, на сегодняшний день охрана окружающей среды в Арктике приобретает глобальный характер. Загрязняющие вещества поступают из источников, часто находящихся далеко за пределами региона за счет дальнего переноса с воздушными, морскими и речными потоками. Серьезное влияние оказывает интенсивная промышленная деятельность, которая осуществляется не только на территории российской Арктики, но и в ближайших регионах и даже в соседних странах. «Сегодня специфика Арктики состоит в том, что локальные загрязнения могут при определенных условиях приобретать региональный и даже глобальный характер» — подчеркивает Мария Львовна.  

Основными загрязнителями являются тяжелые или радиоактивные металлы, кислоты и нефтепродукты, большая часть которых поступает в Арктику из-за трансграничного переноса. Эксперт отмечает, что рост промышленного производства в более южных азиатских регионах России, в Казахстане, Монголии и Китае приведет к трансграничным переносам загрязнений (в том числе кислотообразующих реагентов) в Арктику, из-за чего может произойти закисление почв и вод.

В последнее время неарктические страны проявляют повышенный интерес к сотрудничеству в Северной полярной области по вопросам изменений климата. Несмотря на то, что географически Арктика находится далеко, как считают специалисты из Китая, ее климатическая система существенно влияет на природу и экологическую безопасность Китая, а также на такие сферы экономики, как рыболовство, мореплавание. Китайские ученые уделили пристальное внимание проблеме климатических изменений. В частности сотрудники Центра изучения полярных территорий Академии наук КНР напрямую связывают различные природные катастрофы (жара, засуха на севере, дожди, наводнения на юге), произошедшие в Китае в последний год, с приходом арктических воздушных масс на территорию Восточной Азии. Кроме того, опасаются, что повышение уровня мирового океана из-за таяния арктического льдов и других экологических рисков, связанных с освоением углеводородных ресурсов Арктики - существенно повлияет на прибрежные регионы страны. В связи с этим Китай принимает активное участие в ряде инфраструктурных и энергетических проектов в Арктической зоне Российской Федерации.

Энергетическая сфера входит в число стратегических направлений сотрудничества двух стран в арктическом регионе. Россия поставляет в Поднебесную углеводороды. Доцент СПбГУ Наталия Михеева рассказала, как пандемия новой коронавирусной инфекции повлияла на поставки угля, нефти и газа в мировом масштабе. Она отметила, что в этот период Россия столкнулась с серьезными трудностями при эксплуатации магистрального газопровода «Сила Сибири», который транспортирует сырье из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку эксплуатация газопровода осуществляется вахтовым методом всем сотрудникам, пребывающим на вахту, необходимо соблюдать двухнедельный карантин, что периодически вызывало сбои рабочего процесса. Другая проблема была связана с плохой наполняемостью трубы на входе, что связано с переоцененностью запасов Чаяндинского месторождения. По этим и ряду других причин поставки газа в Китай снизилась. Однако несмотря на кризис России удалось сохранить свои позиции в поставках нефти и угля.

По итогам встречи представители двух стран сошлись во мнении, что на данном этапе России и Китаю важно развивать совместные инвестиционные и исследовательские проекты в энергетической сфере, а также развивать инфраструктуру региона.    

В девятой российско-китайской встрече по арктической тематике в течение двух дней было представлено 37 докладов 12 докторов наук, 17 кандидатов наук, 4 аспирантов, представителей международной организации, юридических, фармацевтических учреждений и компаний, организаторов экспедиций плавучих университетов и др.