Эксперт СПбГУ представил проекты Университета в области экологии в рамках круглого стола в Госдуме РФ

25 сентября в Комитете Госдумы по экологии и охране окружающей среды состоялся круглый стол «Развитие экологического образования и молодёжного лидерства в интересах экологически устойчивого развития страны: возможности российских вузов». В рамках мероприятия заведующий кафедрой экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ Николай Бобылев поделился опытом успешной реализации экологических проектов в старейшем классическом университете России.

В круглом столе приняли участие представители ведущих вузов страны, Минобрнауки и Минприроды, а также региональных структур ГПБУ «Мосприрода», ГУП «Государственный природоохранный центр».

Одним из центральных вопросов обсуждения стала необходимость развития экологической культуры в обществе. «Есть показательный пример – уникальный парк «Зарядье», в котором сразу после открытия были уничтожены, вытоптаны или выкопаны, редкие растения. Депутаты могут написать любые, самые идеальные природоохранные законы, но без экологической культуры они работать не будут, - отметила председатель Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Ольга Тимофеева. – Надо использовать возможности вузов в экологическом образовании и просвещении и развивать эти возможности».

Председатель экологического комитета отметила, что базовые экологические знания должны получать не только профессиональные экологи, но и студенты всех специальностей. Нужно внедрять мировой опыт «зеленых» университетов, развивать волонтерское движение, то есть закреплять теорию практикой.    

Владимир Панов, зампред Комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды, обратил внимание на непрерывность образования: «Экологическое образование должно затронуть всех: от школьников до выпускников вузов и далее – любого желающего. Я бы хотел, чтобы мой сын уже в школе получал такие знания, как химическая безопасность продуктов питания, примеры - кока-кола, жевательная резинка. К сожалению, общая безграмотность ведет к тому, что мы потребляем большое количество экологически «грязных» и вредных продуктов или применяем небезопасные методы обработки еды. Например, приготовление картофеля при температуре более 120 градусов приводит к образованию в нем высокого уровня акриламида, который может вызвать рак». Косвенным следствием экологического образования и просвещения, по мнению Владимира Панова, будет увеличение продолжительности жизни человека, а также улучшение здоровья населения. А в такой сфере как обращение с отходами, например, результатом станет сокращение несанкционированных свалок и снижение расходов на их ликвидацию. Запрос у общества на экологическую информацию депутат назвал очень высоким. Это касается и профессий будущего. Сейчас, когда в Минобрнауки России разрабатываются профессиональные стандарты, стоит не только описывать текущую ситуацию, но и прогнозировать перспективу. 

Представители вузов поделились своим опытом и соображениями, какие решения необходимы, чтобы дать экологическому образованию в стране «зеленый свет». В некоторых университетах это направление развивается уже давно.

Доцент СПбГУ,  заведующий кафедрой экологической безопасности и устойчивого развития регионов Николай Бобылев рассказал коллегам об опыте Университета в области развития самых разных экологических инициатив и реализации крупных образовательных и научно-исследовательских проектов в области экологии и природопользования. По словам ученого, в Санкт-Петербургском университете на сегодняшний день представлен самый широкий спектр образовательных программ в области экологии и природопользования, а студенты СПбГУ выступают с различными экологическими инициативами, от организации экоточек в Университете до проведения комплексного эколого-геологического обследования зелёных рекреационных зон, или узлов экологического каркаса города.

Современная научная инфраструктура СПбГУ, доступная всем универсантам, открывает возможности для решения экологических задач любого масштаба и уровня сложности, подчеркнул ученый. Он также отметил, что большинство реализуемых в Университете крупных проектов в данной области сегодня носят междисциплинарный характер, что позволяет подходить к решению вопросов экологии и природопользования комплексно.   

Николай Бобылев внес ряд предложений для Комитета и присутствовавших на мероприятии представителей органов власти: развивать общественно полезную рекламу, включать экологическое образование во все образовательные программы (этот вопрос частично решается), разрабатывать специализированные экологические программы, учитывая тренд на цифровую экономику. 

Представитель Минобрнауки России, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Сергей Пилипенко, в свою очередь, рассказал участникам мероприятия, какие шаги предпринимает министерство в этом направлении, как выполняет поручение Президента РФ В.В. Путина, данное по итогам экологического Госсовета в декабре 2016 года. В частности, президент поручил Правительству РФ включить в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) знания в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

По словам Сергея Пилипенко, к настоящему времени министерство обеспечивает связь профессиональных и образовательных стандартов, прописывает профессиональные компетенции, которые должны быть освоены в рамках образовательных программ. Определена универсальная компетенция «безопасность жизнедеятельности», которая будет формироваться на всех этапах школьного обучения, но пока нет понимания, что именно необходимо дать студенту высшего учебного заведения в рамках этой компетенции. Работа продолжается.

Депутаты и представители вузов высказали пожелание ускорить эту работу, разрабатывать стандарты на опережение, заглядывая в будущее, а не фиксируя текущее положение вещей. По общему мнению, в стране не хватает высококвалифицированных экологов, способных представлять Россию в международных экологических организациях, ощущается нехватка специалистов в области экологического аудита и сертификации.       

Комитет по итогам состоявшегося разговора подготовит соответствующие решения и рекомендации.


Фотографии предоставлены коллегами из МГИМО, также принявшими участие в мероприятии.