Студенты-географы СПбГУ предложили план по спасению Выборга

Студенты-географы Санкт-Петербургского государственного университета разработали семь урбанистических проектов для быстрого и эффективного развития Выборга.

Такую задачу перед студентами в ходе практики поставил Константин Аксенов, доктор географических наук, профессор СПбГУ и вице-президент по вопросам стратегического развития GS Group. «Мы сконцентрировались в первую очередь на центре Выборга как на площадке, которая могла бы стать драйвером для развития всего города. Результатом стала выработка семи идей развития. Эти проекты действительно могут стать ядром прорывного развития Выборга. Многие из них не требуют вложения средств из государственного бюджета и предусматривают участие государства на разных уровнях реализации только как регулятора, — рассказывает профессор. — На базе этих идей могут быть созданы архитектурные проекты, поскольку студенты СПбГУ работали совместно с коллегами из Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета».

Константин Аксенов подчеркивает, что концепции развития, предложенные универсантами, самодостаточны. Любой заинтересованный руководитель, как в Выборге, так и в других городах, может получить доступ к проектам студентов и ознакомиться с ними. «И это не просто абстрактные идеи. Каждая идея развития сопровождается SWOT-анализом, оценкой эффективности с точки зрения макроэкономических показателей и потенциальными сроками реализации. Студенты не просто предлагают концепции, но и то, как и что нужно сделать для претворения их в жизнь, сколько инвестиционных средств понадобится, а также дают оценку, сколько людей и за какой период может привлечь в город тот или иной проект», — поясняет Константин Аксенов.

Например, один из студентов предлагает развивать в Выборге оздоровительный туризм. Для чего можно создать комплексный SPA-центр (в районе мыса Смоляной) площадью около 100–200 тысяч квадратных метров с интегрированным гостиничным кластером, яхт-клубом и аквапарком в стилистике, которая бы отражала средневековую историю города. По мнению будущего урбаниста, ориентировочная посещаемость такого SPA-центра может составить порядка 300 тысяч человек в год, 40 тысяч из которых приедут из-за границы. Стоимость проекта оценивается в сумму до 400 тысяч долларов. Причем оптимальным вариантом для реализации проекта станет привлечение иностранных инвестиций. Автор проекта предполагает, что возможным минусом может стать неоднозначная реакция самих жителей Выборга на строительство такого центра. Не стоит ждать и быстрой окупаемости проекта. Однако плюсы очевидны: создание нового туристического кластера и дополнительных рабочих мест, улучшение туристического имиджа Выборга, дополнительные налоговые сборы в бюджет, а также развитие Петровского района города и близлежащей инфраструктуры.

Другой проект предусматривает комплекс мер по использованию акватории Выборга в качестве многофункциональной зоны. Автор проекта предлагает построить культурно-туристическую и развлекательную зону на острове Большой Щит и соседних островах. Для этого предлагается объединить их пешеходными мостами, создать причал, зоны для пейнтбола и рыбалки, скалодром и различные закусочные. Стоимость проекта весьма скромная: всего 30–50 млн рублей. Зато за сезон с мая по сентябрь острова потенциально могут посетить от трех до пяти тысяч жителей Петербурга, Ленобласти и различных городов Финляндии. В дополнение автор предлагает построить набережную длиной до 1 километра на острове Твердыш. По оценкам будущего урбаниста, обойтись это может в 20–40 млн рублей. Но зато привлечет еще от одной до двух тысяч туристов в высокий сезон. Сравнительно небольшие инвестиции смогут увеличить туристический поток в Выборг из России и Финляндии, оживить водный пассажирский транспорт, создадут новые точки притяжения для экскурсионных маршрутов и реализации различных туристических проектов. А набережная на острове Твердыш к тому же поспособствует созданию перевалочного пункта на выходе из внутренних водных сетей в Выборгский залив.

«Некоторые из предложенных идей для меня были совершенно неожиданными. У студентов есть преимущество: они менее законсервированы рамками возможного-невозможного, поэтому мыслят шире и свободнее. То, что опытный специалист посчитает нереализуемым, им кажется лишь осложненным досадными препятствиями», — отметил Константин Аксенов.

Справка: SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности), threats (угрозы).