Профессор СПбГУ исследует чукотский феномен возрождения оленеводства

Профессор СПбГУ Константин Клоков завершил исследовательскую поездку на Чукотку, где наблюдал феномен возрождения северного оленеводства в поселке Мейныпильгыно. Собранные им материалы станут основой серии научных статей, посвященных традиционному природопользованию.

Константин Клоков — один из крупнейших российских специалистов по природе и коренным народам Севера. Уже не один десяток лет он изучает традиционное оленеводство и ведет исследовательские проекты по этой теме на стыке целого ряда предметных областей, включая географию, этнологию и экологию.

«В последние годы ученые рассматривают проблемы отношений человека и природы не с точки зрения географии, а в контексте культурной антропологии, этнологии и экологии. Многие зарубежные этнологи включают природу в сферу своих исследований, и теперь никого не удивляют даже такие фразы, как "антропология северного оленя"», — объясняет профессор Клоков.

К традиционному оленеводству, отмечает эксперт, можно применить введенный известным этногеографом К. П. Ивановым принцип необратимости дезадаптаций этноса к окружающей среде. Согласно этому принципу, если некая адаптация в традиционном обществе была утрачена, то восстановить ее невозможно. Учитывая это, процесс возрождения оленеводства в Мейныпильгыно можно расценивать как настоящий научный феномен.

Исторически Чукотка была центром российского оленеводства, в 1970–80 годы здесь насчитывалось более полумиллиона домашних оленей. Во время перестройки хозяйство пришло в упадок, и к 2001 году животных осталось всего 92 тысячи. В ряде поселков, включая Мейныпильгыно, оленеводство исчезло совсем. Однако местные жители продолжили совершать все оленеводческие обряды, сопровождающиеся жертвоприношением. Эти традиции сохранились по сей день, но теперь вместо живого оленя в жертву приносят его фигурку из толченого щавеля.

«Последние двадцать лет жители Мейныпильгыно боролись за возвращение оленей в свой поселок и в конце концов добились поддержки местных властей. Весной этого года в поселке Канчалан было закуплено 600 оленей, а теперь, с учетом приплода, их уже 800. Сейчас бригада оленеводов ведет стадо из канчаланской тундры на земли своих предков — это более 300 км пути, из которых половина уже пройдена», — рассказывает Константин Клоков.

Эксперт СПбГУ отмечает, что для населения Мейныпильгыно возрождение оленеводства имеет как экономическое, так и социально-культурное значение. «В отличие от таежного оленеводства, где животных используют в основном как транспорт, в тундре оленей разводят для получения товарной продукции — мяса и шкур. Восстановление этого вида хозяйствования обеспечит поселку, где царит безработица, новые рабочие места. Наконец, оленеводство — это и особый образ жизни, и основа традиционной культуры чукчей», — поясняет профессор Клоков.

Сегодня оленеводство наиболее развито в Ямало-Ненецком автономном округе, что во многом объясняется этнокультурными особенностями этого региона. Однако, по мнению ученого, жители Мейныпильгыно сделали первый шаг к возрождению традиций чукотского оленеводства и в перспективе этот вид традиционного хозяйствования в нашей стране может пережить второе рождение. В данный момент общая численность домашних северных оленей в России составляет более полутора миллионов — рост поголовья этих животных после ощутимого спада, пришедшегося на годы перестройки, во многом связан с государственной поддержкой.