Олимпиада СПбГУ набирает обороты

В связи с завершением проведения Олимпиады школьников СПбГУ в 2016/2017 учебном году мы решили узнать побольше о том, что представляет собой это интеллектуальное соревнование молодёжи, какие в этой области существуют нововведения и какие действия предпринимаются Университетом для повышения честности и прозрачности проведения Олимпиады школьников СПбГУ.

Рассказать более подробно об Олимпиаде школьников СПбГУ, а также ответить на наши вопросы согласился ответственный секретарь организационного комитета Олимпиады школьников СПбГУ Александр Вячеславович Бабич.

— Скажите, пожалуйста, является ли важной работа с талантливыми детьми? И как эта работа ведётся в нашем университете?

— Работа с талантливыми детьми является не только важной государственной задачей, о которой говорят на самом высоком уровне, но и необходимой частью профориентационной работы, проводимой образовательной организацией высшего образования.

Поиск талантливых ребят, создание системы их поддержки и формирование мотивации к получению образования и дальнейшего трудоустройства на Родине — это целый комплекс мер, который должен быть создан и успешно реализован любым вузом России, желающим, чтобы его программы осваивали умные, способные и мотивированные ребята.

Одной из ключевых составляющих комплекса мер по работе с талантливыми детьми является система поиска и выявления талантливых ребят во всех уголках нашей необъятной Родины. Действительно, для того, чтобы работать с талантливыми детьми, поддерживать их, вначале нужно их найти.

Можно рассматривать множество способов выявления талантливых ребят. Эту задачу могут решать учреждения дополнительного образования детей, программы дополнительного образования, реализуемые образовательными организациями высшего образования, кружковая и секционная работа, различные предметные смены и лагеря и т. п.

Однако если говорить о способах, позволяющих решать данную задачу в достаточно крупных масштабах, то одним из них является проведение интеллектуальных соревнований молодёжи.

На протяжении уже многих лет в нашей стране проводятся олимпиады школьников. Данные олимпиады, как Всероссийская олимпиада школьников, так и олимпиады школьников, проводимые образовательными организациями высшего образования, являются достаточно эффективным инструментом поиска талантливых ребят.

— Иногда можно услышать о злоупотреблениях при проведении олимпиад школьников, например, в этом году в СМИ обсуждался «слив» заданий по одному из предметов Всероссийской олимпиады школьников. Как Вы относитесь к этому вопросу?

— Да, следует отметить и неоднозначное отношение к данному институту как в обществе в целом, так и среди экспертов. Очевидно, что с одной стороны это инструмент поиска талантливых ребят и способ их поддержки (ведь победителям и призёрам предоставляются особые права при приёме в образовательные организации высшего образования: поступление без экзаменов или 100 баллов по соответствующему предмету вступительных испытаний), но с другой стороны это и способ «обхода» единого государственного экзамена.

Именно особые права, предоставляемые победителям и призёрам при поступлении в образовательные организации высшего образования, порой ведут к различного рода злоупотреблениям при организации и проведении олимпиад школьников. Эта недобросовестность отдельных людей, проводящих олимпиады, и вызывает негативное отношение к самому институту школьных олимпиад.

Безусловно, признавая справедливость в определённой степени тех нареканий, которые высказываются в адрес организаторов школьных олимпиад, заметим, что образовательные организации, проводящие олимпиады школьников, сами должны создавать такую систему, которая позволяла бы в максимальной степени обеспечить открытость и честность в проведении олимпиады.

Злоупотребления возможны во всех сферах, где недобросовестные лица могут получить личную выгоду, однако это не означает, что нужно отказываться от таких институтов, как, например, единый государственный экзамен, не проводить олимпиад школьников или не предоставлять особых прав победителям и призёрам. Конечно же, нет, нужно пытаться искоренить злоупотребления в этой сфере, сделать в максимальной степени невозможными соответствующие нарушения.

— Мы представляем, что Олимпиада школьников СПбГУ является довольно массовым интеллектуальным соревнованием молодёжи. Расскажите подробнее про неё.

— Санкт-Петербургский государственный университет является организатором одного из самых крупных в России интеллектуальных соревнований молодёжи — Олимпиады школьников Санкт-Петербургского государственного университета.

Если говорить о масштабности данной олимпиады, то это десятки тысяч участников. В этом году на отборочный этап олимпиады зарегистрировались около 60 000 участников, победителями и призёрами стали около 1000 школьников.

В 2016/2017 учебном году Олимпиада школьников СПбГУ была проведена по 17 общеобразовательным предметам (комплексам предметов): биология, география, иностранные языки, информатика, история, математика, медицина (биология), обществознание, право, социология (история, обществознание), физика, филология (иностранный язык, литература, русский язык), химия, экономика, «Проба пера» (журналистика), «Современный менеджер» (английский язык, математика, обществознание), инженерные системы (математика, информатика, физика, химия).

Олимпиада школьников СПбГУ по 15 предметам входит в перечень олимпиад школьников, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в соответствии с предложениями Российского совета олимпиад школьников (РСОШ). По результатам экспертной оценки I уровень присвоен 6 предметам, II уровень присвоен 7 предметам (комплексам предметов).

В 2016/2017 учебном году в олимпиаде приняли участие школьники более чем из 80 регионов России и 19 иностранных государств. Самыми популярными предметами оказались обществознание, математика и биология (более 6 тысяч участников в каждом), иностранные языки и история (более 4,5 тысяч участников), медицина, право, химия и филология (более 3 тысяч участников). По числу победителей и призёров олимпиады впереди такие регионы, как Санкт-Петербург, Москва, Республика Башкортостан, Свердловская и Нижегородская области, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Кировская и Челябинская области, Краснодарский край.

— Каким образом ведётся работа по противодействию возможным злоупотреблениям? На что в первую очередь стоит обращать внимание и как решать проблему «конфликта интересов»?

— Проведение интеллектуального соревнования такого уровня и такого масштаба позволяет нам, анализируя лучшие практики, постепенно внедрять различные инструменты, позволяющие повышать качество проведения олимпиады и исключать злоупотребления.

В отличие от контрольных и правоохранительных органов, в образовательной организации выбор мер противодействия различным злоупотреблениям ограничен.

Чтобы эти меры были эффективны, надо правильно определить те места, которые могут быть названы «слабыми», и где требуется отдельное внимание и целенаправленная работа. И эта работа нами последовательно ведётся. Давайте рассмотрим всё по порядку.

Всем нам известно такое выражение, как «конфликт интересов». Что оно означает? Означает ли оно, что в ситуации этого самого конфликта интересов лицо обязательно совершает неправомерные действия? Нет, не означает. Но это значит, что формируются условия для возможных злоупотреблений.

Вот возьмём, к примеру, такую ситуацию. Работник является членом методической комиссии олимпиады и также преподаёт на программах общего образования, готовя детей к этой самой олимпиаде, а то ещё и занимается репетиторством. Или занимает административную должность, работа на которой предполагает организацию и проведение олимпиады (в том числе и доступ к олимпиадным заданиям), и также преподаёт на программах общего образования. А если этот же работник ещё и является экспертом единого государственного экзамена? Наверное, не нужно дополнительно описывать, какие могут быть реализованы «схемы» работы недобросовестными лицами.

Иногда, анализируя результаты, можно обратить внимание на то, что учащиеся более младших классов выполнили задание, являющееся одинаковым для нескольких классов (например, единое задание для 9–11 классов), лучше, чем учащиеся старших классов. Что это? Может быть, более хорошая подготовка? Может, у этих ребят была возможность списать? А может, это следствие злоупотреблений со стороны лиц, имеющих доступ к олимпиадным заданиям?

Поэтому мы стараемся в максимальной степени исключать такие ситуации — не включаем в состав методической комиссии лиц, у которых может возникнуть ситуация конфликта интересов.

— Мы слышали о том, что в этом году был издан приказ, согласно которому все члены методической комиссии должны были подписывать некие обязательства. Расскажите, что это за приказ и для чего он нужен?

— Да, в этом году был издан приказ первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе, согласно которому все члены методической комиссии Олимпиады школьников СПбГУ должны подписать обязательство о неразглашении конфиденциальной информации.

Очень важным моментом в данном приказе является то, что он относит олимпиадные задания к числу конфиденциальной информации (фактически вводит режим коммерческой тайны) и предусматривает, что каждый член методической комиссии Олимпиады школьников СПбГУ обязуется:

  • не разглашать конфиденциальную информацию;
  • выполнять требования нормативных актов, регламентирующих вопросы обращения и защиты конфиденциальной информации;
  • в случае попытки третьих лиц получить конфиденциальную информацию незамедлительно сообщить об этом в письменной форме начальнику Главного управления по организации работы с персоналом СПбГУ;
  • не использовать конфиденциальную информацию с целью получения какой-либо личной выгоды;
  • после прекращения доступа к конфиденциальной информации передать все имеющиеся в пользовании носители конфиденциальной информации начальнику Управления по организации приёма СПбГУ или уполномоченному им работнику.

Введение такого режима и подписание обязательства со стороны работника выполняет с одной стороны важную психологическую функцию, а с другой стороны в случае установления факта нарушения со стороны работника предоставляет работодателю правовую возможность для применения мер дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения работника.

Также нам представляется, что работники, занимающиеся репетиторством, не могут входить в состав методической комиссии или жюри олимпиады.

— Университет проводит Олимпиаду школьников СПбГУ в регионах, то есть наши работники выезжают для проведения олимпиады. Как в настоящее время организована эта работа? И распространяется ли приказ, о котором мы говорили, и на тех сотрудников, которые выезжают в регионы для проведения олимпиады?

— Большой региональный охват проведения Олимпиады школьников СПбГУ предполагает написание работ заключительного этапа непосредственно в субъектах Российской Федерации на площадках организаций-партнёров.

СПбГУ при проведении олимпиады школьников всегда организует данную работу исключительно силами своих сотрудников, не делегируя эти функции (как организаторы других олимпиад) работникам организаций-партнёров. А это означает, что для проведения заключительного этапа олимпиады школьников в субъекты направляются работники СПбГУ, которые имеют на руках олимпиадные задания.

В этой части следует отметить, что если один и тот же человек из года в год ездит в одну и ту же организацию для проведения олимпиады школьников, то вполне возможно предположить формирование дружеских связей с работниками данной организации (школы, учреждения дополнительного образования и т. п.) и, как следствие этого, возможность злоупотреблений в этой сфере.

Одни знают детей, другие знают задания — почему бы не помочь друг другу? Либо ещё вариант — почему бы не дать ребёнку отдельно переписать ранее написанное задание? И в итоге работник привозит на проверку вполне себе «чистую» работу. Можно её и шифровать и проверять и расшифровывать — всё, что угодно, результат-то уже гарантирован.

Как можно противодействовать такому развитию событий? Во-первых, ранее упомянутый приказ предусматривает подписание обязательства о неразглашении конфиденциальной информации всеми сотрудниками, направляемыми в регионы для проведения заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ. Во-вторых, постоянную смену сотрудников, направляемых в регионы, то есть один и тот же сотрудник не должен ездить в один и тот же город постоянно. Именно поэтому нами проводится постоянная ротация кадров для поездок в регионы.

— Как Вы считаете, важна ли кадровая политика в вопросе проведения олимпиады школьников?

— Безусловно, кадровая политика в этом вопросе очень важна. Не случайно в действующем законодательстве есть такой институт, как освобождение от должности «в связи с утратой доверия». Да, конкретные факты злоупотреблений по конкретному сотруднику зафиксированы не были, однако если совокупность косвенных признаков позволяет говорить об «утрате доверия», то такой работник не привлекается в дальнейшем к работе, связанной с проведением Олимпиады школьников СПбГУ.

— Каким образом Министерство образования и науки России регламентирует вопросы, связанные с повышением честности проведения школьных олимпиад?

— Министерство образования и науки России вносит достаточно большую лепту в дело повышения эффективности и честности проведения олимпиад школьников. Предусмотренное им в порядке приёма правило о подтверждении особого права победителем/призёром олимпиады определёнными результатами единого государственного экзамена очень помогает противодействовать злоупотреблениям при проведении олимпиад.

Действующий порядок приёма устанавливает, что лицо, претендующее на особое право должно получить по соответствующему предмету не менее 75 баллов на едином государственном экзамене, в противном случае оно не сможет воспользоваться данным особым правом (поступить без вступительных испытаний или получить 100 баллов). Поэтому по крайней мере в отношении заведомо «слабых» ребят подробного рода злоупотребления просто теряют всякий смысл.

Кроме того, порядок проведения олимпиад школьников 2014 года предусмотрел обязательное шифрование олимпиадных работ участников, а ведь действующий до этого времени порядок проведения олимпиад школьников 2007 года не содержал такого требования.

Однако несмотря на отсутствие данного требования СПбГУ осуществлял шифрование олимпиадных работ участников как отборочного, так и заключительного этапа олимпиады школьников.

В этом году отборочный этап Олимпиады школьников СПбГУ был полностью проведён только с использованием электронной системы удалённого участия. Не было никаких работ, выполненных на бумаге. При этом в самой электронной системе не содержалось никаких персональных данных участников олимпиады, только присвоенный им системой логин.

Проведение Олимпиады школьников СПбГУ полностью в системе удалённого участия с использованием соответствующего программного обеспечения позволяет абсолютно любому школьнику принять участие в олимпиаде. При этом определение субъектов Российской Федерации и городов, в которые выезжают сотрудники СПбГУ для проведения заключительного этапа олимпиады школьников, осуществляется на основании анализа результатов участников отборочного этапа, а именно: выезды проводятся в регионы с наибольшим количеством победителей/призёров отборочного этапа олимпиады школьников.

— О каких новых позитивных моментах, связанных с проведением Олимпиады школьников СПбГУ, Вы можете нам рассказать?

— Если говорить о новых позитивных моментах, то в этом году впервые за много лет планируется издание методических пособий по предметам Олимпиады школьников СПбГУ. Соответствующий приказ уже издан и поручения членам методической комиссии даны. Выход методических пособий ожидается к сентябрю 2017 года.

— Что бы Вы могли сказать в заключение нашего разговора? И что могли бы пожелать работникам, участвующим в проведении Олимпиады школьников СПбГУ?

— Проведение интеллектуальных соревнований школьников является важной и ответственной работой, которую должны вести люди неравнодушные, творческие и, самое главное, преследующие цель развития и поддержки юных талантов, а не личные корыстные цели.

Поэтому и работа по обеспечению честности проведения Олимпиады школьников СПбГУ предполагает реализацию тех мер, о которых было сказано выше. Многое уже сделано в этом направлении, многое ещё предстоит сделать.

Сейчас СПбГУ подана заявка на включение Олимпиады школьников СПбГУ в перечень олимпиад школьников на следующий учебный год. Будем надеяться на её успешное рассмотрение.

В любом случае нам уже этой осенью предстоит объявить начало отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ. Поэтому хотелось бы пожелать удачи всем тем, кто честно и добросовестно относится к своему делу, кто вкладывает свои знания и душу в дело олимпиадного движения.