Кафедра физической географии и ландшафтного планирования

Кафедра физической географии и ландшафтного планирования входит в состав Института наук о Земле СПбГУ.

Контакты:
Адрес: 10-я линия В.О., д. 31-35
ВКонтакте
Кафедра ведет подготовку по программе бакалавриата «География» (с дополнительной квалификацией «Учитель географии»).

Базовыми дисциплинами, читаемыми сотрудниками кафедры на младших курсах являются:
  • Общее землеведение;
  • Физическая география материков и океанов;
  • Ландшафтоведение;
  • Эволюционная география;
  • Физическая география России;
  • Методы полевых географических исследований;
  • Статистические методы в географии.

Основными учебными курсами, традиционно читаемыми на кафедре, являются:
  • Историческая география;
  • Геоинформационные методы в исследовании ландшафтов;
  • Динамика ландшафтов;
  • Растительность природных и культурных ландшафтов;
  • Динамика, использование и охрана лесов России;
  • Геохимия ландшафтов;
  • Интегральная оценка наземных и водных ландшафтов;
  • Региональная физическая география России;
  • Почвы природных ландшафтов;
  • Физико-географическое и экологическое картографирование;
  • Геоархеология;
  • Микроклиматология;
  • Гляциология;
  • Геофизика ландшафтов;
  • Геокриология;
  • Гидрогеология с основами экологии подземных вод;
  • География регионов суши;
  • Инженерная геология;
  • Мелиорация и рекультивация ландшафтов;
  • Экологический менеджмент;
  • География населения Мира;
  • Организация природоохранной деятельности;
  • Ландшафтные основы природоохранной деятельности;
  • Введение в географическую индикацию;
  • Градостроительное планирование;
  • Культурно-ландшафтное районирование России;
  • Природопользование;
  • География природного и культурного наследия;
  • Подготовка картографических материалов для публикаций и ВКР.

Студенты ежегодно проходят учебные на базах СПбГУ (Учебно-научная база «Приладожская» и Учебно-научная база «Саблино») и производственные практики ― в организациях-партнерах по всей стране.

Вместе с тем, в рамках дополнительной квалификации, в учебный план вошли дисциплины педагогического профиля, освоение которых традиционно велось и позволяет выпускникам (при желании) вести педагогическую деятельность:
  • Теория и практика воспитательной работы в современных условиях образования;
  • Современные образовательные технологии (онлайн-курс);
  • Методика преподавания географии;
  • Психология развития: детский и подростковый возраст (онлайн-курс);
  • Успех для каждого: психология инклюзивного образования (онлайн-курс);
  • Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков). Учебно-педагогическая практика.

Выпускники программы занимаются научно-исследовательской работой, решая задачи территориального ландшафтного планирования, формирования пространственных структур хозяйства и населения, проектирования туристско-рекреационных систем с учетом рационального использования природных условий и ресурсов, работают в заповедниках и иных особо охраняемых природных территориях, в природоохранных и градостроительных организациях, в сфере транспорта и логистики, занимаются преподавательской деятельностью.

Направления научных исследований сотрудников кафедры физической географии:
  • Общее землеведение;
  • Физико-географическое страноведение;
  • Ландшафтоведение;
  • Многолетняя динамика ландшафтов;
  • Эволюционная география (палеогеография);
  • Историческая география;
  • Природопользование;
  • Ландшафтная экология;
  • Ландшафтное проектирование;
  • Инженерная география;
  • Гляциология и геокриология;
  • Дендрохронология;
  • Дистанционные методы в физической географии;
  • Геоинформационные системы в физической географии;
  • Геоархеология.

Основные завершенные исследования

Разработаны теоретические основы современных концепций общего землеведения и эволюции географической оболочки, ландшафтно-динамического анализа, ландшафтного и ландшафтно-динамического картографирования, исторической географии и исторического ландшафтоведения, инженерной географии, природопользования и ландшафтной организации систем особо охраняемых природных территорий.

Проведены циклы исследований морфологии, динамики и эволюции таежных ландшафтов Северо-Западного региона России, степных ландшафтов Европейской России, а также высотно-поясных геосистем и озерно-ледниковых комплексов гор Тянь-Шаня, Горного и Монгольского Алтая, Саяно-Таннуольской системы.

Изучены особенности преобразования высокогорных ландшафтов в условиях изменяющегося климата, составлены каталоги ледников изолированных горных массивов и хребтов Русского и Монгольского Алтая (Северо-Чуйский, Южно-Чуйский, Чихачева, Таван-Богдо-Ола, Монгун-Тайга, Цамбагарав, Тургэни-Нуру, Хархира-Ула и др.), организован мониторинг современной динамики оледенения и термокарстовых феноменов. Исследовано изменение оледенения и перигляциальной природной среды указанных районов после максимума малой ледниковой эпохи и влияние этих изменений на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Проведены исследования катастрофических природных процессов в высокогорьях Алтае-Саян. Выполнены комплексные (ландшафтные, историко- и палеогеографические) описания горных хребтов и котловин Алтае-Саянской горной страны.

Реализуемые исследования

Сотрудники кафедры на протяжении более полувека проводят научные исследования в горах Внутренней Азии. Современный этап исследований горных территорий начался с 1980-х гг. благодаря усилиям профессора Ю. П. Селиверстова. В настоящее время научная работа направлена на выявление реакций горных геосистем на изменения климата и режимов природопользования, обусловленных природными и антропогенными факторами. В ходе ежегодного и продолжающегося выполнения инициативных грантов СПбГУ, РФФИ, РГО, РНФ проводятся полевые исследования, обеспечивающие мониторинг современного состояния горных ландшафтов, рельефа, объектов гидросферы и криосферы, климата. Основные районы полевых исследований расположены в Горном Алтае, Туве, Северо-Западной Монголии и Крымско-Кавказской горной стране.

С 1990 г. проводятся исследования ландшафтов Северо-Запада Европейской территории России в пределах Санкт-Петербурга, Ленинградской, Псковской, Новгородской, Вологодской областей и Республики Карелия. В 1991 г. была организована Приладожская ландшафтно-экологическая полевая станция (Ленинградская обл.) с 20 экспериментальными площадками для наблюдений за многолетней динамикой ландшафтов. С 2006 г. проводятся мониторинговые наблюдения динамики ландшафтов на 55 пробных площадях на особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга.

Исследования ведутся по следующим направлениям:
  • Гидрометеорологические наблюдения (с использованием автоматических метеостанций) и выявление связи пространственного распределения основных геокомплексов среднегорья и высокогорья с метеорологическими параметрами;
  • Гляциологические исследования, включая масс-балансовые, геофизические, геодезические, геохимические, гляциогидрологические, работу с дистанциоными материалами (космические снимки, результаты БПЛА-съемки);
  • Мониторинг современного состояния гляциально-нивальных комплексов в горах Западной Тувы и Северо-Западной Монголии; в частности, ведутся наблюдения за состоянием ледников, каменных глетчеров, многолетних снежников и речных наледей, термокарстовыми явлениями, проводятся гляциогеоморфологические наблюдения за следами дегляциации;
  • Изучение термических характеристик мерзлых почво-грунтов и оценка динамики мерзлотных процессов и их роли в рельефообразовании;
  • Проведение комплексных ландшафтных описаний с дешифровкой космических снимков на местности; составление ландшафтных карт региона; создание частных моделей на базе геоинформационных систем природных и антропогенных факторов динамики горных геосистем, их верификация в ходе полевых экспедиционных исследований;
  • Исследования на верхней границе леса; отбор дендрологических образцов для дендроклиматического анализа; изучение динамики положения верхней границы леса, соотнесение верхней границы леса с концами ледников, высотой снеговой линии;
  • Определение изотопного состава вод рек, озер, родников, атмосферных осадков, ледников, наледей;
  • Комплексные ландшафтно-экологические исследования планируемых особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
  • Мониторинг состояния ландшафтов и их многолетней динамики на экспериментальных пробных площадях в Северо-Западном Приладожье и на ООПТ Санкт-Петербурга.

Перспективные исследования:
  • Разработка теории динамического ландшафтоведения на основе синтеза историко-географического, палеогеографического и ландшафтно-геофизического подходов, научных основ ландшафтного планирования и проектирования, ландшафтной экспертизы проектов природопользования;
  • Продолжение экспедиционных исследований мониторингового типа как в равнинных ландшафтах Северо-Запада России, так и в горных районах Юга Сибири и Внутренней Азии, особенно в целях выявления и моделирования региональных реакций на глобальные изменения климата;
  • Изучение влияния эволюции и динамики горных геосистем на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Основные завершенные проекты:
  • РФФИ № 14−04−327 «Географические закономерности изменения минералогического состава почв в холодном секторе Евразии» (рук. С. Н. Лесовая);
  • РФФИ № 14−05−796 «Исследование морфологии, генезиса и динамики каменно-ледяных образований Алтае-Саянской горной страны» (рук. Д. А. Ганюшкин);
  • РГО 18.18.1121.2016 «Отклик природы и хозяйства гор Внутренней и Центральной Азии на региональные и глобальные изменения» (рук. К. В. Чистяков);
  • РГО № 18.63.99.2017 «Комплексная оценка природно-климатических условий и ресурсных возможностей создания транспортной системы на территории Красноярского края и Южной Сибири» (рук. К. В. Чистяков);
  • РФФИ № 18−05−860 «Высокогорные ландшафты Алтае-Саян как аналоги плейстоценовых перигляциалов» (рук. К. В. Чистяков);
  • РФФИ № 19−05−535 «Природные катастрофы и трансформация ландшафтов юго-восточного Алтая и северо-западной Монголии в период с максимума последнего оледенения» (рук. Д. А. Ганюшкин);
  • РФФИ № 20−04−888 «Маломощные щебнистые почвы холодных биоклиматических условий: генезис, свойства, трансформации плотных пород в почвенном профиле, глинистая минералогия» (рук. С. Н. Лесовая);
  • РФФИ 15−05−4 753 «Разномасштабная пространственно-временная интерпретация данных стационарных исследований ландшафтов в южной тайге Европейской России» (рук. Г. А. Исаченко);
  • РФФИ 19−05−1 003 «Динамика таежных ландшафтов запада Европейской России под влиянием изменений климата за последние десятилетия» (рук. Г. А. Исаченко).

Текущие проекты:
  • РНФ № 22−67−20 «Изменения климата, ледников и ландшафтов Алтая в прошлом, настоящем и будущем как основа модели адаптации населения внутриконтинентальных горных районов Евразии к климатообусловленным изменениям среды» (рук. Д. А. Ганюшкин);
  • РНФ 24−27−68 «Ландшафтная геоархеология Северо-Запада Внутренней Азии с построением нейросетевых моделей пространственно-временных закономерностей расселения древних народов» (рук. А. Б. Глебова).
Кафедра физической географии и ландшафтного планирования продолжает традиции преподавания естественной географии в Санкт-Петербургском университете, сохраняемые в течение более чем полутора веков. Самостоятельная кафедра географии статистико-страноведческого типа была организована в 1819 г. на историко-филологическом факультете. В 1835 г. создана кафедра физики и физической географии на физико-математическом факультете, которой заведовал известный физик и географ Э. Х. Ленц. Новый устав университета 1863 г. предусмотрел самостоятельную кафедру физической географии, которая начала функционировать в 1865 г. Заведовать кафедрой стал Р. Э. Ленц. Кафедра была выпускающей и обладала правом присуждения ученых степеней магистра и доктора географии.

В период пребывания кафедры в составе физико-математического факультета ею руководили известные ученые Р. Э. Ленц, Э. Ю. Петри, П. И. Броунов, Л. С. Берг. В  числе работавших на кафедре преподавателей были выдающиеся ученые А. И. Воейков, В. В. Докучаев, П. А. Костычев, Я. С. Эдельштейн, Ю. М. Шокальский и др. С созданием Высших географических курсов, преобразованных в 1918 г. в Географический институт, кроме университетской кафедры физической географии, были учреждены еще кафедра страноведения под руководством Л. С. Берга и кафедра общего землеведения и геоморфологии под руководством А. А. Григорьева.

В 1925  г. Географический институт вошел в состав Ленинградского университета на правах географического факультета. С 1929 г. кафедра страноведения полностью переняла наследие существовавших ранее кафедр физической географии, включив в свои программы учебные планы ликвидированной кафедры общего землеведения. В конце 1940-х гг. кафедра уже именуется кафедрой физической географии. Ее основная задача состояла в подготовке научных работников, преподавателей и практических деятелей в области изучения ландшафтов Советского Союза и, по возможности, других регионов земного шара. Заслугой преподавателей кафедры и, прежде всего, Л. С. Берга, является создание жизнеспособной научной школы, разработка теории и методологии географической науки, изучение эволюции географической оболочки и ландшафтов отдельных регионов.

С 1950 по 1972 г. кафедрой физической географии заведовал профессор С. В. Калесник. Середина XX столетия  ― очень ответственный этап в  жизни кафедры физической географии, как впрочем и  всего географического факультета ЛГУ. Это время многочисленных интереснейших экспедиционных исследований, проводимых сотрудниками кафедры в разных регионах страны, период публикации работ, свидетельствующих об активном развитии страноведческого, общеземлеведческого и ландшафтоведческого направлений. На кафедре в это время работали С. П. Суслов (физическая география Азиатской части СССР), С. М. Лукоянов (физическая география Африки), М. П. Петрова (география пустынь мира), Г. В. Горбацкий (физическая география Арктики), М. М. Ермолаев (общее землеведение), Е. В. Максимов (ритмика природных процессов, в особенности оледенений), З. В. Дашкевич (палеогеография и ландшафты Северо-Запада СССР), Н. Н. Павлова (физическая география Крыма), В. В. Невский (история географической науки) и другие.

Период 1950—1980-х гг. был временем наиболее активной разработки проблем ландшафтоведения. Фундаментальный вклад в эти исследования внес профессор А. Г. Исаченко, возглавлявший кафедру в 1972—1982 гг. Его перу принадлежит первый университетский учебник по ландшафтоведению (1965), долгое время остававшийся абсолютным стандартом преподавания этой дисциплины и переведенный на многие иностранные языки. Под руководством А. Г. Исаченко была создана первая ландшафтная карта СССР масштаба 1:4 000 000 (1988).

С 1983 по 1989 г. кафедру возглавлял профессор В. С. Жекулин. Главным стержнем его научных изысканий были проблемы исторической географии Северо-Запада Европейской России, и нового междисциплинарного географического направления — геоэкологии. С 1981 г. по настоящее время, сотрудники кафедры совершают экспедиции во Внутреннюю Азию (Алтай, Тува, Монголия), привлекая к  этим поездкам аспирантов и  студентов. По итогам этих исследований были опубликованы монографические работы по ландшафтам, геоморфологии, палеогеографии региона.

В 1989 г. кафедру возглавил профессор Ю. П. Селиверстов. Специалист широкого профиля в области геоморфологии, четвертичной геологии, новейшей тектоники, экологической географии, он расширил спектр научно-исследовательской и преподавательской деятельности кафедры за счет формирования новых направлений и  углубления традиционных. В  1994  г. кафедра приобрела новое название: физической и эволюционной географии.

С 2002 по 2016 г. кафедрой заведовал профессор К. В. Чистяков. Необходимость осовременить образовательные программы кафедры, придать им практическую направленность, усилить связи с организациями-работодателями привела к открытию после 2005 г. профиля подготовки специалистов, бакалавров и магистров в  области ландшафтного планирования. В 2005 г. появилось нынешнее название ― кафедра физической географии и ландшафтного планирования. В это время на кафедре работали В. М. Разумовский (природопользование), Н. Н. Верзилин (общая палеогеография, палеогеография новейшего времени), С. Н. Лесовая (почвоведение, генетический анализ почв), Н. И. Амбурцева (ландшафтная экология), М. И. Амосов (история географических идей, градостроительное планирование), А. А. Бобков (общее землеведение), Д. А. Ганюшкин (ритмика природных процессов, геокриология), А. А. Екайкин (геохимические методы палеогеографических исследований), Г. А. Исаченко (физическая география России, физико-географическое картографирование, динамика ландшафтов), Г. И. Клейменова (палеогеография Невского края), С. В. Милицина (методика преподавания географии), Н. А. Нехуженко (ландшафтная архитектура и ландшафтный дизайн), М. А. Анисимов (палеогеография новейшего времени), А. Б. Глебова (инженерная география), Е. С. Зелепукина (ландшафтная организация городов и промышленных территорий), А. И. Резников (физическая география России, компьютерные методы в географии), Л. А. Панкратова (фенология ландшафтов), Ю. Н. Курочкин (геофизика ландшафта, микроклиматология).

C 2016 по 2022 г. кафедрой заведовал доцент М. И. Амосов, с 2022 г. по настоящее время ― доцент Л. А. Панкратова.

Основными направлениями преподавания и научной деятельности кафедры в настоящее время являются: землеведческое (общее землеведение, современные проблемы географии, ритмика природных процессов);регионально-географическое или страноведческое (физическая география России, география материков и  океанов, физико-географическое районирование); физико-географическое (гляциология, микроклиматология, почвы природных ландшафтов, генетический анализ почв); ландшафтное (ландшафтоведение, динамика ландшафтов, геофизика ландшафтов, лесные ландшафты России); экологическое (ландшафтная экология, охрана природы и особо охраняемые природные территории); методическое (методы полевых географических исследований, физико-географическое и экологическое картографирование, компьютерные методы в географических исследованиях, статистические методы в географии). Все направления деятельности кафедры затрагивают как фундаментальные, так и прикладные аспекты современной физической географии, необходимые для развития теории и методов исследования проблем взаимодействия человека и географической оболочки, ее структуры и динамики, включая проблемы глобальных изменений и выработки стратегий устойчивого развития. Каждое из направлений раскрывается в комплексе взаимосвязанных дисциплин, осваиваемых студентами как во время аудиторных занятий, так и в ходе полевых практик, проводимых на университетских учебно-научных базах и в различных регионах России.