Новости

Практика студентов СПбГУ в «Газпром нефти»: изучение месторождений и работа над реальными проектами

Общие новости
Руководитель по⦁развитию дисциплины «Сейсморазведка» научного подразделения «Газпром нефти», выпускник Санкт‑Петербургского университета Александр Буторин рассказал о⦁том, как студенты СПбГУ⦁— начинающие геофизики, которые будут сопровождать процесс добычи углеводородов, еще в⦁процессе обучения могут принять участие в⦁производственных и⦁научно‑исследовательских проектах, применяя свои знания на⦁практике.

Расскажите, пожалуйста, о⦁том, как проводятся студенческие практики в⦁научном подразделении «Газпром нефти». В⦁чем они заключаются, сколько длятся и⦁какие поручения даются студентам?

В⦁научном подразделении есть отдел, который занимается организацией стажировок и⦁вопросами взаимодействия с⦁вузами в⦁целом. Приходя к⦁нам, практикант попадает к⦁куратору, который оказывает поддержку в⦁организационных вопросах и⦁помогает ему сформулировать цели и⦁задачи на⦁время работы у⦁нас. Они могут быть связаны как с⦁решением производственных вопросов, так и⦁с⦁научно‑методической деятельностью. Все зависит от⦁целеполагания самого студента, тематики его выпускной квалификационной работы и⦁других его потребностей. Стажировка может длиться от⦁двух недель до⦁семестра, иногда и⦁больше. Студенты, которые осваивают целевые программы магистратуры, чаще всего оформляются на⦁весь срок обучения, что позволяет им⦁на⦁практике применять получаемые знания.

Студенты СПбГУ каких направлений обучения проходят практику в⦁научном подразделении «Газпром нефти»? Получается⦁ли у⦁них внести реальный вклад в⦁ходе рабочего процесса и⦁какие ценные знания им⦁удается за⦁это время приобрести?

Чаще всего у⦁нас проходят практику студенты Института наук о⦁Земле СПбГУ, связанные со⦁сферой нефтегазовой геологии, то⦁есть геологи и⦁геофизики. На⦁первых этапах они занимаются освоением специализированного программного обеспечения, а⦁также решением относительно простых задач под контролем куратора. В⦁дальнейшем они становятся полноценными участниками команды и⦁наравне со⦁старшими, более опытными коллегами работают над производственными и⦁научно‑исследовательскими проектами: это может быть анализ скважинной информации по⦁месторождению или интерпретация сейсмических данных.

Участвуя в⦁производственных проектах, практиканты выполняют реальные задания ― так они получают возможность лучше усвоить знания, которые им⦁дают в⦁Университете, а⦁мы с⦁коллегами ― помощь в⦁решении наших практических задач.

В⦁рамках научно‑исследовательских проектов практиканты присоединяются к⦁команде для работы над какой‑либо проблемой. Например, они могут участвовать в⦁разработке комплексной оценки геологической изученности, тестировании новых методик прогноза по⦁данным сейсморазведки, оптимизации методов моделирования для сложных коллекторов и⦁других процессах.

В⦁чем вы⦁видите свою задачу в⦁проведении практик⦁— научить будущих специалистов применять знания в⦁работе, помочь им⦁приобрести практические навыки или, возможно, подготовить для себя будущих сотрудников? Многие⦁ли из⦁ваших практикантов впоследствии к⦁вам трудоустраиваются?

С⦁одной стороны, моя задача ― помочь молодым коллегам в⦁применении своих знаний, поскольку далеко не⦁всегда то, что было понятно в⦁теории, оказывается ясно в⦁реальной работе. Кроме этого, нефтяная индустрия во⦁многом опирается на⦁использование специализированного⦁ПО для моделирования и⦁анализа геолого‑геофизических данных, освоение которого возможно только на⦁практике.

С⦁другой стороны, участие молодых специалистов в⦁проектах позволяет оценить их⦁уровень компетенций и⦁способность к⦁освоению новой информации. В⦁конечном итоге это позволяет организовать систему подбора начинающих геологов для дальнейшего трудоустройства. За⦁время стажировки студент знакомится с⦁внутренними нормативами и⦁правилами, получает опыт работы как самостоятельно, так и⦁в⦁команде. Таким образом, при дальнейшем трудоустройстве значительно меньше времени потребуется на⦁его погружение в⦁профессию.

По⦁каким направлениям обучались ваши нынешние коллеги, которые окончили СПбГУ? Как вы⦁оцениваете их⦁работу? Какие качества, на⦁ваш взгляд, отличают универсантов от⦁выпускников других высших учебных заведений?

В⦁научном подразделении «Газпром нефти» работает много выпускников программы «Геофизика», они составляют порядка четверти от⦁всех специалистов по⦁сейсмической интерпретации. Также немало универсантов, окончивших магистерскую программу «Геологическое сопровождение разработки месторождений», продолжили свой карьерный путь у⦁нас и⦁в⦁других дочерних компаниях «Газпром нефти». При этом специфика программы позволяла выпускать специалистов разных направлений⦁— седиментологии, петрофизики, геологии, геофизики, разработки месторождений и⦁других. Некоторые из⦁ее⦁первых выпускников уже стали признанными специалистами в⦁отрасли.

Универсанты, на⦁мой взгляд, всегда отличаются более фундаментальными знаниями и⦁хорошими компетенциями по⦁широкому набору дисциплин. Кроме того, специфика обучения в⦁СПбГУ подразумевает фокус на⦁научной и⦁исследовательской деятельности, что однозначно является преимуществом при работе в⦁нашем научном подразделении.

В⦁2018 году при поддержке «Газпром нефти» в⦁Университете была запущена образовательная программа «Геологическое сопровождение разработки месторождений углеводородов». Как вы⦁могли⦁бы оценить результаты ее⦁реализации?

Магистерская программа «Геологическое сопровождение разработки месторождений» направлена на⦁комплексное освоение дисциплин, связанных с⦁изучением и⦁моделированием подземной части нефтяных и⦁газовых месторождений. За⦁время обучения студенты получают знания по⦁всем ключевым дисциплинам⦁— скважинные исследования, поверхностная геофизика, геологическое моделирование, разработка и⦁бурение. При этом каждый студент, выбирая тему будущей ВКР, определяется с⦁направлением, которое будет изучать углубленно.

Большинство выпускников этой программы в⦁дальнейшем находит работу в⦁научном подразделении «Газпром нефти» или связанных научно‑образовательных центрах компании, что говорит о⦁высокой готовности студентов к⦁производственной деятельности.

Вы⦁являетесь выпускником СПбГУ по⦁направлению «Геология». Чему вам удалось научиться за⦁эти годы и⦁как приобретенные знания помогают вам в⦁текущей работе?

Я⦁окончил бакалавриат в⦁2010 году, а⦁в⦁2012 году⦁— магистратуру (кафедра геофизики), и⦁большая часть знаний, полученных за⦁время обучения, пригодилась мне в⦁дальнейшей работе. Обучение на⦁геологическом факультете позволило комплексно сформировать представления об⦁этой науке, о⦁геологических процессах и⦁методах изучения. В⦁целом это то, чем я⦁занимаюсь сейчас.

Читать далее