Автор фото: Анна Никулина
С 29 сентября по 3 октября 2025 года на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошла краткосрочная профильная программа «Экологическое благополучие городской среды как тема школьного экологического проекта», подготовленная сотрудниками Института наук о Земле СПбГУ.
В смене приняли участие 18 обучающихся 8−11 классов средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области, проявляющих интерес к экологии, охране окружающей среды, желающих участвовать в олимпиадах по биологии и экологии.
Смену подготовили и провели:
Профессия эколога является очень востребованной на современном рынке труда. Для того, чтобы к ней подготовиться, современные школьники имеют возможность проявить уровень своих экологических знаний в целом ряде конкурсов и олимпиад. Особое место среди них занимают Всероссийская олимпиада школьников по экологии и Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», где важным элементом конкурса является подготовка и защита экологических проектов.
В рамках смены ребята узнали, что представляет из себя школьный экологический проект и как можно определить его тематику, поставить достижимые цели и задачи, определиться с методами исследования и достичь конкретного результата.
В ходе теоретических занятий и на практике школьники познакомились с рядом тем, которые они в дальнейшем могут развивать в своих проектах, а именно: основные охраны окружающей среды в городах, экологические параметры поверхностных водных объектов, экологическое состояние городских зеленых насаждений, экологическое просвещение в ООПТ, обращение с отходами и др.
В рамках тематики, связанной с оценкой экологического состояния водных объектов ребята исследовали водные объекты, находящимеся в пешей доступности от места проведения программы — водотоки в п. Лисий Нос, дренажные канавы, Финский залив. Они научились портативными приборами измерять гидрохимические и гидрофизические параметры воды, делать отбор проб и проводить ряд гидрохимических анализов воды в лаборатории.
Далее последовало обсуждение значения анализируемых показателей и полученных результатов для диагностики состояния окружающей среды, перспективы данных методов для школьных проектов.
Во время экскурсионных выходов на пляж поселка Лисий Нос «Морские дубки» ребята узнали о роли зеленых насаждений в поддержании благоприятной окружающей среды в городах, мерах по охране природных объектов в городской среде, способах восстановления и озеленения нарушенных территорий (ревитализация, ландшафтное проектирование). Практическое занятие по описанию и оценке экологического состояния зеленых насаждений на участке ГБНОУ «Интеллект» продемонстрировало ребятам возможности использования методики, принятой в Санкт-Петербурге, при выборе темы и выполнении проекта.
В ходе экскурсии в заказник «Северное побережье Невской губы» ребята познакомились с природными комплексами и историей территории заказника в ходе квеста, основанного на материалах, представленных на стендах экотропы «У Лукоморья». В поисках ответов на вопросы ребята на практике смогли убедиться в эффективности экскурсионного метода экологического просвещения, когда теоретические знания сопровождаются непосредственными наблюдениями в природе.
Мнения школьников о программе
Буланцева Мария, 8 класс, г. Сланцы, Сланцевский район: «О программе я узнала от классного руководителя и решила принять участие, чтобы открыть новую для себя сферу. Программа мне очень понравилась, я научилась очень разному — определять растения на глаз, отбирать пробы воды и отличать виды пластика. По возможности записалась бы еще раз!»
Зернов Ростислав, 10 класс, п. Сусанино, Гатчинский район: «Мне нравиться заниматься экологией, и представитель олимпиадного движения рассказал мне об этой программе. В ходе нее я узнал о озеленении местности, методах изучения окружающей среды, приобрел навыки изучения фосфатов и нитратов в воде в лаборатории, научился делать экологические проекты. Было интересно!»
Шаптала Николай, 11 класс, д. Аннино, Ломоносовский район: «Мне предложили принять участие в тестировании на эту программу, и я решил расширить свои знания в области экологии и составлении проектов. Программа оставила только положительные впечатления! Теперь я имею более ясное представление о структуре проектов и приобрел новые знания об окружающей среде и проведении исследований».
С 29 сентября по 3 октября 2025 года на базе Ленинградского областного центра развития творчества одаренных детей и юношества «Интеллект» прошла краткосрочная профильная программа «Экологическое благополучие городской среды как тема школьного экологического проекта», подготовленная сотрудниками Института наук о Земле СПбГУ.
В смене приняли участие 18 обучающихся 8−11 классов средних общеобразовательных учреждений Ленинградской области, проявляющих интерес к экологии, охране окружающей среды, желающих участвовать в олимпиадах по биологии и экологии.
Смену подготовили и провели:
- Екатерина Фертикова, к.б.н., старший преподаватель кафедры геоэкологии;
- Елизавета Чежина, инженер-эколог Экологического отдела Управления по развитию материально-технической базы;
- Анна Никулина, инженер-исследователь, аспирант 1 курса специальности «Геоэкология».
Профессия эколога является очень востребованной на современном рынке труда. Для того, чтобы к ней подготовиться, современные школьники имеют возможность проявить уровень своих экологических знаний в целом ряде конкурсов и олимпиад. Особое место среди них занимают Всероссийская олимпиада школьников по экологии и Всероссийский конкурс научно-технологических проектов «Большие вызовы», где важным элементом конкурса является подготовка и защита экологических проектов.
В рамках смены ребята узнали, что представляет из себя школьный экологический проект и как можно определить его тематику, поставить достижимые цели и задачи, определиться с методами исследования и достичь конкретного результата.
В ходе теоретических занятий и на практике школьники познакомились с рядом тем, которые они в дальнейшем могут развивать в своих проектах, а именно: основные охраны окружающей среды в городах, экологические параметры поверхностных водных объектов, экологическое состояние городских зеленых насаждений, экологическое просвещение в ООПТ, обращение с отходами и др.
В рамках тематики, связанной с оценкой экологического состояния водных объектов ребята исследовали водные объекты, находящимеся в пешей доступности от места проведения программы — водотоки в п. Лисий Нос, дренажные канавы, Финский залив. Они научились портативными приборами измерять гидрохимические и гидрофизические параметры воды, делать отбор проб и проводить ряд гидрохимических анализов воды в лаборатории.
Далее последовало обсуждение значения анализируемых показателей и полученных результатов для диагностики состояния окружающей среды, перспективы данных методов для школьных проектов.
Во время экскурсионных выходов на пляж поселка Лисий Нос «Морские дубки» ребята узнали о роли зеленых насаждений в поддержании благоприятной окружающей среды в городах, мерах по охране природных объектов в городской среде, способах восстановления и озеленения нарушенных территорий (ревитализация, ландшафтное проектирование). Практическое занятие по описанию и оценке экологического состояния зеленых насаждений на участке ГБНОУ «Интеллект» продемонстрировало ребятам возможности использования методики, принятой в Санкт-Петербурге, при выборе темы и выполнении проекта.
В ходе экскурсии в заказник «Северное побережье Невской губы» ребята познакомились с природными комплексами и историей территории заказника в ходе квеста, основанного на материалах, представленных на стендах экотропы «У Лукоморья». В поисках ответов на вопросы ребята на практике смогли убедиться в эффективности экскурсионного метода экологического просвещения, когда теоретические знания сопровождаются непосредственными наблюдениями в природе.
Мнения школьников о программе
Буланцева Мария, 8 класс, г. Сланцы, Сланцевский район: «О программе я узнала от классного руководителя и решила принять участие, чтобы открыть новую для себя сферу. Программа мне очень понравилась, я научилась очень разному — определять растения на глаз, отбирать пробы воды и отличать виды пластика. По возможности записалась бы еще раз!»
Зернов Ростислав, 10 класс, п. Сусанино, Гатчинский район: «Мне нравиться заниматься экологией, и представитель олимпиадного движения рассказал мне об этой программе. В ходе нее я узнал о озеленении местности, методах изучения окружающей среды, приобрел навыки изучения фосфатов и нитратов в воде в лаборатории, научился делать экологические проекты. Было интересно!»
Шаптала Николай, 11 класс, д. Аннино, Ломоносовский район: «Мне предложили принять участие в тестировании на эту программу, и я решил расширить свои знания в области экологии и составлении проектов. Программа оставила только положительные впечатления! Теперь я имею более ясное представление о структуре проектов и приобрел новые знания об окружающей среде и проведении исследований».