Сергей Аплонов: В Университете созданы все условия для развития ведущих научных школ

9 июня 2016 года проректором по научной работе СПбГУ был назначен профессор Сергей Аплонов. Сергей Витальевич рассказал о планах по развитию научных школ Университета, реализации проекта «Исследовательская группа» и ключевых направлениях своей деятельности.

— Сергей Витальевич, с чего Вы планируете начать свою работу в новой должности? Какие задачи будут решаться в первую очередь?

— Прежде всего необходимо понять, на что мы способны и в чем сильны, — сейчас это принято называть «картой компетенций». Усилить и развить наши конкурентные преимущества. Определить точки роста, выявив перспективные направления научно-экспертной деятельности. Наладить внятную и открытую систему менеджмента научных исследований. На этой основе сформулировать долгосрочную стратегию развития научных исследований в СПбГУ, а затем приступить к ее реализации, сочетая максимально свободный и творческий подход с ответственностью и дисциплиной.  

— Какие ключевые направления деятельности Вы видите для себя в должности проректора СПбГУ по научной работе?

— Направление деятельности проректора по научной работе определяется Программой развития СПбГУ — это повышение качества и эффективности научных исследований в Университете. Отсюда вытекает целый ряд задач, важнейшими из которых являются реализация исследовательского и экспертного потенциала научно-педагогических работников (считаю, что сейчас он раскрыт не в полной мере), а также повышение эффективности использования уникального Научного парка СПбГУ.

— В Институте наук о Земле в начале мая стартовал проект «Исследовательская группа». На данный момент научно-педагогическими работниками подано несколько десятков заявок на участие в данной программе. В чем причина такой популярности программы, в чем ее преимущества? Планируете ли Вы ее реализацию в масштабах всего СПбГУ?

— Проект «Исследовательская группа», запущенный в Институте наук о Земле СПбГУ, директором которого я был до назначения проректором по научной работе, можно считать пилотным для всего Университета. Алгоритм работы будет следующим. Управление научных исследований вместе с моими консультантами, с одной стороны, «выявляет» работоспособные исследовательские группы НПР во всех учебно-научных подразделениях Университета, а с другой стороны, проводит во всем мире мониторинг организаций, на конкурсной основе распределяющих финансовые средства на выполнение соответствующих НИР. Следующая задача — «связать» лидера исследовательской группы с потенциальным источником финансирования и обеспечить сопровождение НИР, т. е. помочь ученому грамотно составить заявку, подать ее в срок, отследить прохождение и т. д. Таким путем мы рассчитываем, во-первых, повысить активность НПР Университета в привлечении внешнего финансирования на выполнение НИР, во-вторых, избавить ученых от выполнения несвойственных им административных функций. И главное — внедрить у нас в Университете цивилизованный, принятый во всем мире механизм финансового и материально-технического обеспечения научных исследований.  

— Сейчас широко обсуждаются критерии оценки исследовательского труда научно-педагогических работников. Есть мнение, что гонка за формальными показателями провоцирует НПР прибегать к применению спорных стратегий по размещению своих статей в «мусорных» изданиях? В чем, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны применения наукометрических показателей для оценки работы НПР? Есть ли в планах СПбГУ разработка собственных индикаторов для оценки качества научной работы сотрудников Университета?

— Размещая статьи в «мусорных» изданиях, а тем более оплачивая такие публикации (появилась, к сожалению, у нас в стране и такая практика), автор не достигнет цели. Всеми рейтинговыми агентствами учитывается не только факт публикации в индексируемых изданиях, но и цитируемость, которая зависит от импакт-фактора издания. Проще говоря — надо стремиться публиковать свои труды в хороших журналах, которые читают. Приведу пример из хорошо знакомой мне по предыдущей работе предметной области — Earth and Planetary Sciences. Число статей в индексируемых изданиях в расчете на одного НПР в данной предметной области у нас почти втрое ниже, чем в МГУ, при этом цитируемость незначительно, но выше. То есть здесь мы на правильном пути.

Очень важно осознать простую истину. Современная наука — это такая карусель, на которую сам не вскочишь, надо, чтобы кто-нибудь протянул руку. Так не бывает, чтобы ученый, пределом возможностей которого вчера была публикация в РИНЦ, завтра написал статью в Nature. Вот тут-то и необходимо международное сотрудничество — оно расширяет наши возможности, выводит нас на актуальные темы исследований, открывает пути к высокорейтинговым публикациям. Избитая истина о том, что наука по природе своей интернациональна и не признает границ, не должна порождать комплекса неполноценности у наших ученых. Российской науке, по крайней мере в ряде областей, нечего стыдиться — у нас есть яркие достижения, но чтобы о них узнали, необходимо уметь донести их до мировой научной общественности.

Что касается использования наукометрии для оценки ученых, то ее только ленивый сейчас не критикует, в том числе и за рубежом. Критикуют, но пользуются, потому что другой объективной системы оценки нет. Это как в футболе: хотите играть в высшей лиге — играйте по действующим правилам, плохи они или хороши. Даже если вы гений и соберете дворовую команду, играющую не хуже, чем «Реал Мадрид», о вас все равно никто не узнает, потому что вы не следуете принятым правилам. Так и в науке.

— Многое говорится о так называемом research-based education. В чем суть этого подхода к научно-образовательной деятельности, в чем его преимущества для студентов и сотрудников университетов и насколько готов СПбГУ строить свою работу по этому принципу? Что делается в данном направлении в СПбГУ?

— Это основа современного образования. Мы понимаем, что университет такого уровня, как СПбГУ, это не только (и не столько) образовательное учреждение, сколько центр научной и экспертной деятельности. А потому хотим, чтобы преподавали сегодняшним студентам люди, здесь и сейчас активно занимающиеся научной работой, а не рассказывающие, как они успешно это делали лет 40 назад.

Научная составляющая будет занимать все большее место в образовательных программах СПбГУ, прежде всего — магистратуры и аспирантуры. Кстати, это принесет пользу и преподавателям, сняв с них рутинную нагрузку, и студентам, которые с самого начала будут приобщаться к актуальной научной работе.

— Как бы Вы охарактеризовали текущий этап развития российской науки? Каковы ее преимущества и в чем сложности? Какие традиции научных школ СПбГУ могут стать основой для движения вперед и какие зарубежные практики Вы считаете целесообразным применить в Университете?

— Самым главным достижением текущего этапа развития российской науки и образования я бы назвал то, что мы ощутили себя в конкурентной среде. Российский бизнес, например, сделал это гораздо раньше. Дело в том, что, не оказавшись в конкурентной среде, никогда сам не станешь конкурентоспособным.

Сообщество ученых, как правило, настороженно или даже негативно воспринимает само понятие конкуренции. Тем не менее, конкуренция делает нас лучше, потому что заставляет равняться на лучшие образцы и совершенствоваться.

Еще раз повторю — у нас есть огромный неиспользованный потенциал и все возможности его реализовать. Давайте вместе сделаем это!

— Как Вы для себя определяете «успешно развивающуюся» научную школу? Какие меры будут предприниматься для формирования новых и поддержки существующих научных школ в СПбГУ? Есть ли в Университете, на Ваш взгляд, условия, в которых научные школы могут возникать и развиваться?

— Конечно, именно в Университете такие условия и есть. И есть настоящие научные школы.

Научную школу представляют одновременно работающие в ней ученые и педагоги разных поколений, от умудренного опытом пожилого профессора до аспиранта и студента. Наука идет вперед, форма и содержание научных исследований постоянно меняются — и каждое поколение представителей научной школы должно отличаться от предшествующего. В этом и состоит коренное отличие научных школ от истории науки. 

Источник: http://spbu.ru/podrobnosti/26338-sergej-aplonov-v-universitete-sozdany-vse-usloviya-dlya-razvitiya-vedushchikh-nauchnykh-shkol.html