Сергей Аплонов: Если мы сейчас не начнем работы на шельфе, то через 40 лет останемся без нефтегазодобычи

Российская Арктика – что это? Нефть, газ, уникальная экосистема, стратегические логистические коридоры, кладовая твердых полезных ископаемых или северные границы России? Научные исследования по всем этим направлениям ведет Научно-исследовательский центр Арктики Санкт-Петербургского государственного университета. Его директор Сергей Аплонов эксклюзивно для «Ямал 1» рассказал, какими он видит перспективы развития арктических зон России.

– Сергей Витальевич, сегодня очень заметно, что интерес к вузам Северной столицы растет у жителей арктических регионов нашей страны. Как вы думаете, с чем это связано и какие будущие специальности выбирают ваши абитуриенты — абитуриенты СПбГУ?

– Ну, я начну с первой части вопроса. Дело в том, что не только в Санкт-Петербургском университете, но и по всем вузам Санкт-Петербурга, конечно, арктическая тематика, она все больше и больше «лезет в топ». И начали заниматься, в общем, арктической тематикой даже те университеты, которые раньше этим «не грешили». Вот, например, там питерский Политех, ИТМО, моя alma mater Горный институт. Ну, там это традиционно все. Это первое. Второе, я думаю, что причина такого интереса все-таки – те предыдущие шаги, которые мы (я имею в виду Санкт-Петербургский университет) делали последовательно на протяжении уже многих лет, и создали довольно мощную инфраструктуру для научной работы и для образовательной деятельности: это и наш уникальный Научный Парк, два десятка ресурсных центров, которые работают в самых разных областях – это такое уникальное место, в России таких нет и в мире таких тоже не много. Это открытые конкурсы. У нас уже много лет в СПбГУ все конкурсы являются открытыми. Ну, то есть представляете, что это такое, – это университет за свои деньги объявляет конкурс научных работ. Но участвовать в них могут люди не только из университета, а из любого вуза города, и, вообще говоря, мира. И это часто происходит. Они приезжают, и если они конкурс выигрывают, при честной независимой экспертизе, то дальше университет платит за их исследования. И они получают массу льгот. Ну, типа бесплатного пользования Научным парком, библиотекой уникальной и т.д. – Какой отличный стимул! – Да! Потом они часто становятся универсантами, то есть переходят к нам на работу, а иногда и не переходят, а иногда и уезжают куда-то еще, в следующий вуз. То есть мы еще и обеспечиваем вот такую академическую мобильность. Это и конкурсы стартапов, которые мы проводим уже восемь или девять лет, это и коммерциализация научных разработок, выполняемых студентами-аспирантами. Так вот, опять же, в этом году первый раз этот конкурс был открытым. Сразу количество участников возросло почти вдвое. И участвуют не только из СПбГУ, а откуда угодно: из Иркутска, из Сыктывкара, из многих университетов. Вот сейчас, в ближайшее время, в июне, будут подведены очередные итоги. И те команды, которые выиграют, независимо от того, они «наши» или «не наши», получат соответствующие преференции. Так что следите за новостями на сайте университета, как говорится. Я-то просто в этом экспертном совете уже восемь или девять лет, поэтому, это все на моих глазах все проходит. Так что все вот эти нововведения и делают СПбГУ таким привлекательным, такой площадкой для научной работы, для педагогической деятельности. И третий момент. Вы знаете, я думаю, здесь какой-то исторический момент. Потому что ведь многие северные университеты, северные научные центры, они же вышли отсюда, из Петербурга. Про это мало кто знает уже сейчас, но дело в том, что такие университеты, как Петрозаводский, Сыктывкарский и так далее – это же были во многом профессора и преподаватели из Санкт-Петербурга.

Подробнее...