Специальная полевая практика по физической географии

С 16 июля по 27 июля 2022 г. студенты 2 курса бакалавриата прошли специальную полевую практику по физической географии под руководством старшего преподавателя кафедры физической географии и ландшафтного планирования Андрея Ильича Резникова и ассистировавшей ему аспирантки направления «География» Екатерины Деркач.

По традиции полевая практика состояла из двух частей.

Первая часть прошла за Полярным кругом, в Хибинах – крупнейшем горном массиве Кольского полуострова.

Вторая часть – на Соловецких островах – архипелаге в Белом море, удивительном месте как с позиции ландшафтоведа, так и историко-географа.

Во время первого этапа практики группа базировалась в поселке Имандра, откуда начинаются маршруты в северо-западную часть Хибин. В первый полевой день Андрей Ильич со студентами посетил ущелья Хибинского горного массива, в том числе популярное у туристов ущелье Аку-Аку.

Были обсуждены вопросы геологии Хибин (а ведь это гигантское интрузивное тело, где отечественными геологами открыты сотни минералов!), найдены первые характерные для этих гор виды высших растений, затронуты вопросы о роли оледенений в формировании ландшафтов. Второй полевой день группа провела за изучением моренных и флювиогляциальных ландшафтов в предгорьях Хибин, а также за рассмотрением высотной поясности безымянной горы высотой 363 м н.у.м. На этом этапе студенты уже уверенно отличали филлодоце от вороники, и даже выучили новые виды «оленьих мхов».

На третий день пришелся самый тяжелый и самый живописный маршрут – подъем на вершину Маннепахк (845 м н.у.м.).

Маршрут проходил вверх по реке Гольцовка, и затем по ручью Маннепахк, откуда начался штурм горы. С вершины группа спускалась другим путем – по гребню и через еще одну живописную вершину к поселку. Несмотря на единственный ночной дождь накануне финального похода, студентов всю дорогу сопровождала прекрасная погода и большое количество грибов.

Результатом первого этапа практики стало несколько ландшафтных профилей высотной поясности. Студенты фиксировали границы высотных поясов и делали их полные ландшафтные описания. Отметили, как меняются растительность и почвы, прошли через тайгу, криволесье, горную лесотундру и горную тундру прямо к гольцовым пустыням. За три дня в Хибинах у ребят появились новые фавориты среди растений: например, Насте Капкиной больше всего понравился Арктоус альпийский, Екатерине Деркач – дриада и камнеломка, и все единогласно заявили, что им запомнилась труднопроизносимая луазелеурия. В целом, большинство ребят самым запоминающимся днем назвали подъем на Маннепахк, но и первый день с ущельями много кого впечатлил.

Отдохнув ночь в поезде, группа переместилась на теплоходе на Соловки.

Соловецкий архипелаг – часть эпипротерозойской платформы, в четвертичное время неоднократно перекрытой покровными оледенениями. Архипелаг поднимается с большой скоростью, и на его островах есть как следы ледника, так и древние морские террасы, что формирует специфический ландшафт. Сложна и история Соловков – на островах найдены свидетельства присутствия людей, начиная с каменного века (стоянки и лабиринты), затем многовековая история Соловецкого монастыря, печальная глава первой половины XX века – Соловецкий лагерь особого назначения, и затем, начиная с середины XX века, учебный отряд Северного флота.

На Соловках основной задачей студентов было построение ландшафтных профилей от побережья вглубь островов. Любопытно, что на архипелаге, в связи с влиянием Белого моря, к литорали примыкают тундроподобные ландшафты, а местами приморские луга. Они сменяются березовым криволесьем и только на отдалении от берега уже становятся похожи на типичную тайгу. Эти особенности и отметили студенты во время маршрутов по Большому Соловецкому острову и по острову Большая Муксалма. На этом этапе новыми для ребят были приморские растения. В конце июля на острове как раз цвела морская астра. По итогам практики ее своим фаворитом назвали аж четыре студентки - Ульяна Кобзева, Алена Чебыкина, Лена Паутова и Таня Бакшеева.

В глубине острова есть небольшие массивы старовозрастных еловых чернично-зеленомошных лесов на морене, они были посещены группой во время большого лодочно-пешеходного маршрута по острову. Навыки обращения с лодкой, полученные еще в Кузнечном, были отработаны до совершенства в ходе маршрута по озерно-канальной системе (сконструированной еще архимандритом Филиппом в XVI в.). Студенты прошли двадцать километров на лодках и еще десять километров пешком, чтобы увидеть таежные ландшафты в сердце острова и посетить отдаленные скиты.

Так как историко-культурную составляющую Соловков невозможно проигнорировать, часть времени была отведена под экскурсии – водно-пешую на Большой Заяцкий остров к мегалитическим каменным лабиринтам и обзорную по Соловецкому монастырю.

Студенты посетили Ботанический сад, выставку по археологии Соловков и выставку про Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно СЛОН) и Соловецкую тюрьму. Настя Капкина, Алена Чебыкина и Таня Бакшеева признали, что набольшее впечатление на них произвел именно период СЛОНа. Часть студентов прониклась монастырским периодом Соловков с XV по начало XX вв.

Помимо основного Большого Соловецкого острова и Заяцкого острова, студенты вместе с Андреем Ильичем прошли целиком остров Большая Муксалма, от его северо-восточной оконечности до знаменитой дамбы. На этом маршруте, помимо примечательных приморских лугов и тундр, встретились разные типы болот, в том числе новые для студентов – склоновые болота, аапа-болота, а на болотах – огромное количество созревшей морошки…

Когда в конце поездки студентам было предложено назвать составляющие удачного маршрута, они перечислили хорошую погоду, интересные ландшафты, дружную компанию, легкие рюкзаки и, конечно, наличие достаточного количества еды (и ягод!). В целом, можно сказать, что дальняя практика прошла отлично, так как эти составляющие присутствовали на всех маршрутах и в Хибинах, и на Соловках.

Теперь студентам остается собраться с мыслями, осознать все природные особенности, которые они зафиксировали, и представить свои результаты на кафедре физической географии и ландшафтного планирования.

Успехов студентам и новых открытий!

Больше фотографий можно посмотреть в группе "ВКонтакте"