Доцент СПбГУ Андрей Золотарев защитил докторскую диссертацию по собственным правилам Университета

В Санкт-Петербургском университете прошла защита докторской диссертации доцента кафедры кристаллографии СПбГУ Андрея Золоторёва. Ученый подробно рассказал о природных титаносиликатах, а также об особенностях подготовки и процедуры защиты.

Андрей Анатольевич, тема Вашей диссертации звучит как «Кристаллохимия природных титаносиликатов». Расскажите, пожалуйста, что такое титаносиликаты и зачем их нужно изучать?

Главная цель моего исследование заключается в детальном кристаллохимическом описании редких, новых и малоизученных природных титано-ниобо-цирконосиликатов, или просто титаносиликатов. Это минералы, где в постройке каркаса наряду с кремнекислородными тетраэдрами участвуют октаэдры титана (ниобия, циркония). Разнообразие этих минеральных видов связано с широким диапазоном вариации структурных модулей и различных схем катионного замещения, что в свою очередь определяется структурной и химической сложностью данных минералов. Структурные постройки титаносиликатов зачастую характеризуются наличием каналов и пор, которые часто заполнены щелочными и/или щелочноземельными катионами и молекулами воды. Такая особенность позволяет относить некоторые минералы данного класса к микропористым соединениям. Так ряд синтетических аналогов гетерокаркасных микропористых титаносиликатов сегодня успешно применяются в таких технологичных сферах как катализ, сепарация газов, адсорбция, ионный обмен, в создании нанокомпозитных материалов. В частности, в практическом плане данное исследование находится в тесной связи с направлением   создания функциональных материалов (матриц с потенциальными ион-обменными свойствами, селективными в отношении некоторых радионуклидов) на основе структур природных титаносиликатов.

Собственно кристаллохимическому (связи состава, свойства и структуры) описанию разнообразных природных титаносиликатов и посвящена данная работа. В ходе исследования мне вместе с коллегами удалось описать три новых минералов. Также мы впервые определили кристаллическую структуру ильмайокита, который на сегодняшний день является третьим наиболее сложным в структурном плане минералом. Особое место в моем исследовании заняла работа по определению характера высокотемпературного поведения ряда слоистых титаносиликатов - образование высокотемпературных модификаций за счет процессов термического окисления железа. Но еще было много других интересных задач в рамках диссертации.  

Почему Вы решили защищаться в СПбГУ?

Варианты представлять свою диссертацию в другом месте я не рассматривал. Практически вся моя научная жизнь связана с Университетом. Сначала через родителей, которые здесь учились и работали (отец продолжает трудиться на кафедре минералогии), потом уже началась учеба и дальнейшая исследовательская деятельность. Сейчас я уже сам тружусь доцентом на кафедре кристаллографии СПбГУ. На мой взгляд, если есть возможность, защищаться в своем, родном университете всегда предпочтительнее. Так, в 2007 году я защищал кандидатскую диссертацию в СПбГУ. Тогда это был совет, работавший по правилам ВАК. Сейчас защиты в университете проходят по собственным правилам, и проблем с выбором совета для меня не возникло.

Как проходил процесс подготовки? В чем заключаются основные отличия от защиты по правилам ВАК?

Тут особых секретов нет, и, наверное, тем кто интересовался этой темой я особо нового ничего не скажу, но может быть это будет полезно для тех, кто в будущем рассматривает такую возможность. Главное, конечно же, это сама работа, которая должна пройти процедуры утверждения и допуска на защиту – в моем случае это была предзащита. Самым большим отличием от процедуры защиты по правилам ВАК является то, что работу надо представлять на двух языках: русском и английском. Далее нужно собрать пакет необходимых документов, с которым можно ознакомиться на сайте. После того, как работа и все документы прошли проверку по всем формальным признакам, начинается этап формирования диссертационного совета. Он формируется под каждую конкретную защиту и состоит из специалистов (докторов наук), которые занимаются исследованиями в той же области, что и защищающийся. Среди членов совета также должен быть иностранный специалист. При этом для членов совета также выдвигаются определённые формальные требования. При этом у соискателя не должно быть общих публикаций на любые темы с членами совета. Назначать дату защиты можно уже спустя три месяца после выхода приказа об утверждении состава совета.  

Для самой защиты не нужно готовить автореферат, искать официальных оппонентов и ведущую организации. Необходимыми являются только отзывы всех членов утвержденного диссертационного совета. Кроме того, свой отзыв о работе может послать любой желающий в указанный трехмесячный срок. Вопросы задают непосредственно во время защиты после доклада, затем оглашаются все отзывы и ответы на них, выступление научного руководителя (консультанта), и открытое голосование членов совета. Открытость и прозрачность – одни из самых главных принципов, которые заложены в системе защит по правилам СПбГУ. То есть как видите отличий очень много, но с точки зрения бюрократизации процесса защита по правилам СПбГУ, мне кажется, намного проще. Любопытно, что среди соискателей много диссертантов извне. На мой взгляд, это хороший показатель востребованности защит по собственным правилам университета.  Но хочу подчеркнуть еще раз, самое главное — это сама работа и ваши исследования.

Что для Вас было самым волнительным?

У меня самые положительные впечатления от самой защиты. Безусловно, было волнительно, все же такие моменты в жизни бывают редко. Конечно, как это обычно бывает после завершения таких событий, думаешь о том, что что-то можно было сделать лучше или по-другому, но в целом все прошло хорошо. На протяжении всего периода подготовки большую помощь оказывает отдел обеспечения деятельности диссертационных советов СПбГУ и все причастные службы Университета. Благодаря этим людям все волнения в отношении организационных вопросов были сведены к минимуму. Усложняла все только текущая эпидемиологическая ситуация в стране и в мире. Но я рад, что моя защита в итоге прошла очно. При этом хочу отметить, что даже весной и летом, когда очных защит не было, все проходило в дистанционном формате по расписанию и работа в этом направлении не прерывалась.

Пользуясь случаем, я хотел бы еще раз поблагодарить председателя и всех членов диссертационного совета, сотрудников из задействованных служб и отделов, а также всех своих коллег и научного руководителя – профессора СПбГУ, член-корреспондента РАН Сергея Кривовичева. Всем, кто еще только находится в поиске своего совета, могу смело советовать защищаться в СПбГУ.