Науки о Земле в СПбГУ: прошлое и настоящее

В Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге прошла презентация образовательных программ СПбГУ в области наук о Земле, которую посетили более 140 школьников и студентов из 20 регионов России и стран СНГ.

О том, что связывает первый вуз страны и старейшую общественную научную организацию России, будущим абитуриентам рассказал доцент СПбГУ Михаил Амосов, который провел экскурс в историю взаимоотношений двух важнейших просветительских и исследовательских сообществ. Особое место в своем выступление Михаил Иванович уделил роли профессоров Санкт-Петербургского университета в развитии деятельности РГО в течении более 170 лет существования Русского географического общества. «Университетская география и статистика (так тогда называлась экономическая география) были фундаментальными основаниями при создании в 1845 году в Санкт-Петербурге Русского географического общества. В дальнейшем деятельность таких выдающихся представителей РГО как Петр Петрович Семёнов-Тян-Шанский оказала влияние на становление университетских географических школ. В свою очередь, на пост президента Географического общества неоднократно избирались профессора Университета, среди которых можно выделить: океанолога и картографа Юлия Михайловича Шокальского, физико-географов Льва Семеновича Берга и Станислава Викентьевича Калесника, полярного исследователя Алексея Федоровича Трёшникова, экономико-географа Сергея Борисовича Лаврова, геоморфолога и геолога Юрия Петровича Селиверстова» - сообщил Михаил Иванович, добавив, что в настоящее время в Университете трудятся сразу два вице-президента РГО: директор Института наук о Земле СПбГУ Кирилл Чистяков и профессор Владимир Разумовский.

По словам доцента СПбГУ Михаила Амосова, современное поколение географов следует примеру великих ученых прошлого, но он также подчеркнул, что сегодня науки о Земли в Санкт-Петербургском университете претерпели существенные изменения. Так, многие исследования опираются на данные дистанционного зондирования, что было невозможно в прошлом, а важные материалы для изучения ученые получают в многочисленных лабораториях на передовом оборудовании Научного парка СПбГУ. «Сейчас география находится на совершенно новом этапе. Не секрет, что последнее масштабное географическое открытие – обнаружение подледного озера Восток в Антарктиде, - было еще в середине двадцатого века. Сегодня ученые-географы занимаются не просто изучением свойств объектов географической оболочки, они прежде всего рассматривают их динамику», - отметил Михаил Амосов.

В продолжении основной части мероприятия о тонкостях поступления в Университет в 2018 году рассказала заместитель начальника управления по организации приема СПбГУ Татьяна Семенова. В своем докладе «Особенности приема в Санкт-Петербургский государственный университет в 2018 году» Татьяна Федоровна поэтапно описала, как потенциальные абитуриенты могут стать частью будущего наук о Земле, поступив на образовательные программы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры СПбГУ. Важным изменением предстоящей приемной кампании станет введение вступительного испытания по специальности в форме портфолио (конкурс документов) при поступлении в магистратуру и аспирантуру.  

Идею о том, что сегодня исследователи все чаще посвящают изучению динамики географических оболочек, продолжил в своем выступлении гость Дня открытых дверей Института наук о Земле СПбГУ директор Главной геофизической обсерватории имени А. И. Воейкова, координирующий автор проекта Климатической доктрины РФ Владимир Катцов. В формате научно-популярной лекции на тему «Изменение климата: продолжение следует...» ведущий климатолог страны рассказал об одной из самых обсуждаемых проблем современности. Как погода отличается от климата и какой у них предел предсказуемости? Что такое парниковый эффект и какой вклад он вносит в современное потепление? И какие последствия глобального изменения климата наиболее существенно повлияют на экономику России в будущем? На эти и многие другие вопросы попытался ответить Владимир Михайлович в рамках своего выступления. 

Задать дополнительные вопросы о процессе обучения абитуриенты смогли руководителям образовательных программ, а также преподавателям Университета.