Стать доцентом СПбГУ без ученой степени: возможно ли?

Может ли высококвалифицированный специалист, не имеющий ученой степени кандидата наук, претендовать на должность доцента Университета? Директор Института наук о Земле СПбГУ Кирилл Чистяков пояснил, почему он предложил предоставить таким кандидатам возможность участия в конкурсе.

В рамках классической университетской модели процессы формирования специалиста, ученого и преподавателя проходят параллельно, поэтому привычным условием поступления на научно-педагогическую должность в вузе обычно становится ученая степень или звание. Но в настоящее время в стране ощущается потребность в инженерных специальностях и практических направлениях подготовки. В связи с этим в Университете появился целый ряд прикладных образовательных программ, связанных с инженерией или реальным сектором экономики, например, «Инженерно-ориентированная физика», «Прикладные физика и математика», «Нефтегазовое дело», «Туризм», «Кадастр недвижимости: оценка и информационное обеспечение» и многие другие.

Однако нередко случается, что наиболее сведущие прикладные специалисты, готовые поделиться с обучающимися своим опытом, не проходили по классической траектории подготовки и защиты диссертации и, следовательно, не имеют ученых званий. Таким образом, создалась ситуация, когда человек, осуществляющий проектные исследования, публикующийся в отраслевых журналах и известный на международном уровне, не может на равных участвовать в конкурсе с «остепененным» преподавателем, который, однако, не знаком с сегодняшней проектной деятельностью. Так, например, Валерий Владимирович Лукин — ученый с мировым уровнем квалификации в области океанологии и полярных исследований, возглавляющий Российскую антарктическую экспедицию с начала 1990-х годов, а занимает должность лишь старшего преподавателя СПбГУ.

Профессор СПбГУ Кирилл Чистяков напомнил, что в советское время было допустимо приглашение на должности доцентов опытных преподавателей, не являющихся кандидатами наук, поэтому принятие подобного решения станет возвращением к прошлому опыту. «Учитывая большое разнообразие специальностей, по которым осуществляется подготовка в СПбГУ, на мой взгляд, неизбежно должны появиться более гибкие подходы к предъявлению квалификационных требований, — сообщил Кирилл Валентинович. — В итоге это должно повысить конкуренцию среди преподавателей, поскольку чтобы претендовать на должность одного только предъявления регалий будет недостаточно и сотруднику потребуется представить фактические результаты своего труда. А с ростом конкуренции, как правило, снижаются издержки, и повышается качество».

Подробнее читайте в материалах ректорского совещания, которое состоялось 22 января.