«Грабли» для стартапера: участники конкурса Start-up СПбГУ делятся опытом

До конца приема заявок на конкурс студенческих проектов Start-up СПбГУ 2018 осталось всего несколько дней. Пока будущие победители вносят последние коррективы в свои бизнес-идеи, мы поговорили с участниками прошлых лет, которых от победы отделяли всего пара шагов. Они рассказали, как провалы помогают развиваться, какие выбрать приложения для постановки задач, а также зачем проводить собеседование с потенциальными коллегами.

«Выучите правило трех П: проблема, покупатель, прибыль»

Любой стартап начинается с идеи, но мало придумать хорошую идею, важно понять, как с ее помощью можно заработать. Именно поэтому Юрий Булавин, капитан команды Time Melody, которая заняла в конкурсе 2017 года третье место, советует: «Вы должны четко знать три вещи. Первая — какую проблему решает ваш проект. Вторая — кто ваш покупатель. Третья — каким образом он принесет вам прибыль. Начинать работу, пока вы не нашли ответы на эти вопросы, особого смысла нет».

«Приходите с готовой идеей»

«Для меня оказалось большим сюрпризом в конкурсе, что огромную часть времени займет продвижение проекта: фотосессии, интервью, встречи с инвесторами, совещания по поводу юридических вопросов и так далее, — вспоминает Артем Глухарев, капитан команды, которая занималась разработкой новых материалов для кислородных насосов. — Мне, как естественнонаучнику, было важно, чтобы мы показали работающий прототип, но оказалось, что главное — показать, как наша идея будет воплощаться, где искать на нее деньги и как ими распоряжаться. Мой совет: приходите с готовой разработкой, чтобы направить свои силы уже на ее коммерческую реализацию».

«Собирайте экспертов, а не друзей»

«Подбирать команду нужно не из друзей, а из тех людей, чьи компетенции необходимы для реализации вашего проекта, — уверен Валентин Ершов, автор проекта BioEl. — Не бойтесь, что вы незнакомы, это даже лучше, ведь в деловых отношениях гораздо проще потребовать выполнения своей задачи. Вам просто не смогут отказать фразой: "Друг, ну ты же понимаешь..."» Однако, как советует Егор Гумин, капитан команды Iontrack, которая заняла второе место в состязании и выиграла 500 000 рублей, очень важно, чтобы идея нравилась всем, кто над ней работает. «Несмотря на то, что это студенческий конкурс, я бы посоветовал проводить с людьми собеседование, чтобы узнать об их мотивации и способностях прежде, чем брать к себе. Так можно избежать множества проблем», — отметил Егор.

«Команда — это не навсегда»

Юрий Булавин предостерегает: «Даже если вы собрали вокруг себя первоклассных специалистов, до конца с вами дойдут не все. Конечно, вы должны приложить все усилия, чтобы сохранить коллектив, но не бойтесь отпускать людей, если это необходимо». Главная задача капитана и любого члена команды, отмечает Юрий, думать о проекте, поэтому даже если от вас кто-то ушел, ему можно найти замену.

«Сегодняшний конкурент — завтрашний партнер»

«Этот конкурс собирает вокруг себя самых талантливых, способных, амбициозных студентов, и, несмотря на то, что в начале состязания мы все друг для друга конкуренты, после окончания конкурса мы еще не раз сможем быть друг другу полезны», — рассказал Юрий Булавин. Например, вспоминает молодой человек, свою коллегу по команде Юлию Трушину он уговорил принять участие в конкурсе 2016 года. Его проект тогда не прошел даже отбор, а Юлия вышла в полуфинал. С одной стороны, размышляет Юрий, он создал для себя конкурента, то с другой — участники объединились во время последнего состязания и вместе завоевали приз — 200 000 рублей.

«Разбивайте большие задачи»

Каким бы банальным ни казался этот совет, даже опытные участники конкурса частенько забывают о том, что грамотное и своевременное планирование помогает избежать множества трудностей. «Часто бывает так, что рабочий кураж захватывает команду, хочется сделать все и сразу, поэтому так важно выбрать первоочередные задачи, разбить процесс на простые блоки и поставить реальные сроки», — делится опытом Сергей Ржевский, капитан команды Medprints. «По хорошей студенческой традиции мы действовали по правилу: не откладывай на завтра то, что можно отложить на послезавтра. На самом деле успешно реализовывать проект можно даже при таком подходе. Главное — последовательность и планирование», - рассказал апитан команды Encryptify Артем Михайлов.

«Используйте приложения для планирования»

Чтобы везде успевать, практически все участники прошлых лет советуют использовать специальные системы для постановки и контроля задач. Юрий Булавин и его команда сначала отдали предпочтение сервису «Битрикс24», но через какое-то время заменили его на более простой и удобный инструмент Todoist. Коллектив Егора Гумина использовал сервис Trello, а затем участники перешли на Hacknplan — систему планирования, которая ориентирована на разработчиков компьютерных игр, однако подходит и для работы над стартапом, если грамотно адаптировать ее под собственные задачи.

«Почувствуйте себя успешными»

«Мотивируйте свою команду и дайте каждому участнику почувствовать себя значимым и серьезным, — советует Юрий Булавин. — На первых этапах такие вещи, как визитки, фирменный дизайн, сайт, публикации в СМИ, вряд ли принесут вам ощутимую пользу, но обязательно положительно скажутся на моральной атмосфере в команде и ее уверенности в победе. Тем более у вас просто не останется другого выбора, кроме как подтвердить свой имидж реальными достижениями».

«Сосредоточьтесь на презентации»

«Во время финальной защиты никто не будет смотреть код вашей программы, поэтому каким вы покажете свой проект на презентации — таким он и будет, — предупреждает Егор Гумин. — Хорошо продумайте, что вы хотите рассказать. Люди тяжело воспринимают абстрактное, поэтому приносите прототипы и показывайте опыты. Это произведет на жюри гораздо более яркое впечатление».

«Ваша цель не победа в конкурсе»

«Каждый, кто собирает команду и вступает в борьбу, конечно, должен иметь цель — получить главный приз, — объясняет Юрий Булавин. — Но при любом исходе — как успешном, так и не очень — вы зададите себе вопрос: что делать дальше? И если ваша цель была только победить в конкурсе, то этот вопрос застанет вас врасплох. Я помню, как не прошел отбор в состязании 2016 года. Тогда я много думал, почему так получилось. В итоге поражение позволило учесть все ошибки, изменить вектор развития, и спустя год я защитил свой проект как дипломную работу, а сегодня готовлю продукт к выходу на рынок. Помните: поражение в конкурсе — это прекрасный индикатор ваших слабых сторон, а победа в нем — это только этап перед другими, более важными победами».