Проректор СПбГУ: Важно с юных лет развивать научный вкус

Проректор по научной работе Сергей Аплонов рассказал об особенностях модели присуждения ученых степеней по собственным правилам Санкт-Петербургского университета и об успехах молодых исследователей СПбГУ.

В последние годы в нашей стране происходит постепенный переход к системе присуждения вузами собственных ученых степеней. Как вы относитесь к данной тенденции? В чем преимущества такой практики?

На мой взгляд, это одно из самых важных нововведений, которые сейчас происходят в научно-образовательной сфере России. Основной его смысл я вижу в повышении уровня ответственности вузов за качество научных работ, представляемых к защите. Новая система не позволяет вузу спрятаться за авторитет государственной аттестационной комиссии, и теперь научно-образовательные организации отвечают за присуждаемые степени своей честью, репутацией.

Могут ли возникнуть сложности с признанием собственных ученых степеней СПбГУ при приеме на работу?

Напомню, что Санкт-Петербургский университет первым в России — в 2010 году — начал выдавать собственные дипломы о высшем образовании. И в первые год-полтора у некоторых выпускников действительно возникали ситуации, когда при приеме на работу требовалось наше содействие в подтверждении законности дипломов и признании их отделами кадров отдельных компаний. Но потом работодатели привыкли к дипломам СПбГУ нового образца.

Что касается собственных ученых степеней, то с их признанием, я думаю, дело пойдет легче — все-таки сейчас мы живем в цифровом пространстве. В помощь работодателям в каждом кандидатском и докторском дипломе (как и в документах о высшем образовании СПбГУ) есть QR-код, который позволяет выйти на портал Университета, где размещены электронная версия диплома и материалы защиты, а также ссылка на законодательные акты, подтверждающие право СПбГУ на проведение защит по своим правилам и выдачу документов собственного образца. Кроме того, как и прежде, при необходимости мы будем рады обеспечить поддержку и помощь обладателям ученых степеней СПбГУ.

Сейчас уже существуют разные модели присуждения собственных ученых степеней, в частности, у двух ведущих вузов страны — СПбГУ и МГУ — они существенно различаются. В чем особенность организации защит в Санкт-Петербургском университете?

Этот вопрос недавно обсуждался на совещании ректоров вузов и директоров научных организаций, которым предоставлено право самостоятельно присуждать ученые степени, а также на пленуме ВАК.

Первой существенной особенностью модели Санкт-Петербургского университета является то, что диссертацию и соискателя оценивают эксперты именно в той области знаний, по которой защищается диссертация. Ориентируясь на существующую номенклатуру научных специальностей, мы тем не менее понимаем, что многие из них настолько широки, что представители одной специальности зачастую друг друга просто не понимают. Поэтому мы, в отличие от МГУ, где диссертационные советы работают на постоянной основе, выбрали систему, больше похожую на зарубежную систему Ph. D., при которой диссовет собирается разово — под конкретную диссертацию. Он формируется из ведущих специалистов по профилю защищаемой работы, обязательно с привлечением авторитетных ученых, российских и зарубежных, не являющихся работниками СПбГУ.

Процедура включения зарубежных специалистов в состав диссертационного совета, а также установления соответствия их ученых степеней (в основном это Ph. D.) российской степени доктора наук регламентируется законодательством Российской Федерации. Признание зарубежных ученых степеней осуществляется двояко. Во-первых, существует список из 300 высокорейтинговых университетов, чьи дипломы признаются для занятия профессиональной деятельностью в нашей стране, — это установлено соответствующим распоряжением Правительства Российской Федерации. Во-вторых, что касается ученых степеней представителей зарубежных вузов, то СПбГУ присвоено право экспертным путем определять академические полномочия этих специалистов и допускать их к выполнению профессиональной деятельности в России. Как инициировать эту процедуру, описано в специальном локальном нормативном акте СПбГУ.

Второе немаловажное преимущество модели присуждения ученых степеней СПбГУ — это гласность, полная открытость процедуры защиты. Согласно правилам Университета, текст диссертации на русском и английском языках, а также отзывы всех членов диссовета заранее размещаются на портале СПбГУ; защита работы проходит в онлайн-режиме; архив защит хранится на портале Университета в течение десяти лет; любой желающий может прислать отзыв или замечания по тексту диссертации или по процедуре защиты.

Резюмируя, хочу сказать, что на данный момент нет единого универсального способа организации защит. Научные организации и вузы, которые вслед за СПбГУ и МГУ получили право присуждения ученых степеней по собственным правилам, смогут разработать свои модели, используя опыт ведущих университетов. Непреложным остается только одно — требования к собственным диссоветам и диссертациям должны быть не ниже установленных ВАК.

Присуждение ученой степени — это лишь одна из ступеней профессионального развития ученого. При этом у всех научная карьера складывается по-разному. Есть ли «рецепт» для молодых исследователей, как стать успешным ученым?

Основной стимул развития ученого — любопытство, интерес, стремление узнать что-то, чего люди раньше не знали. Для исследователя это своего рода «базовый инстинкт», он первичен, и только потом за ним приходят открытия, степени, награды и деньги.

Что касается рекомендаций, то здесь нет универсальных «рецептов» — каждый должен найти свой индивидуальный путь в науку. На начальном этапе важно с помощью окружения и научного руководителя развивать научный вкус — тогда со временем становится понятно, в каких исследованиях, конференциях и профессиональных объединениях имеет смысл участвовать, а какие следует обходить стороной. Руководство Университета заинтересовано в привлечении к исследовательской деятельности молодых специалистов и оказывает всестороннюю поддержку своим сотрудникам, уделяя особое внимание созданию благоприятных условий для их успешной научной работы.

В СПбГУ представлено новейшее оборудование Научного парка, которому нет равных в стране, а университетская база электронных ресурсов — крупнейшая в России и одна из крупнейших в мире. К ней обеспечен свободный доступ сотрудникам и студентам СПбГУ всех уровней подготовки, в том числе обучающимся Академической гимназии.

Мы постоянно проводим различные конкурсы, направленные на поддержку деятельности научно-педагогических работников, включая финансирование исследовательских работ, командировок и стажировок, издание научных трудов, закупку необходимого оборудования и многое другое. Здесь важно отметить, что еще в 2014 году было установлено преимущество обучающихся и молодых ученых в конкурсном отборе на финансирование участия в международных конференциях. Более того, поддержка стажировок студентов и молодых ученых СПбГУ определена основной целью конкурсного отбора на финансирование экспедиций и поездок в российские и зарубежные организации для проведения исследований.

В Университете введены ежемесячные доплаты стимулирующего характера молодым ученым, имеющим текущие научные публикации. Работникам СПбГУ со степенью Ph. D. ведущих зарубежных вузов устанавливается ежемесячная надбавка за степень, а молодые ученые —лауреаты премии президента РФ получают вознаграждение в размере 200 тыс. рублей. Они также обладают правом на внеконкурсное и внеочередное приобретение научного оборудования для проведения исследований.

Отслеживается ли профессиональный рост молодых ученых СПбГУ? Какие показатели оцениваются?

Безусловно, мы следим за карьерным развитием наших молодых ученых и при необходимости всегда готовы оказать им всестороннюю поддержку. Крайне важно, что в большинстве действующих научных коллективов СПбГУ более 50 % — студенты и аспиранты. Они занимаются исследовательской работой и получают хорошие зарплаты. Кроме того, на фоне общего роста активности исследовательской деятельности научно-педагогических работников СПбГУ в самых разных предметных областях с каждым годом все большее количество талантливых молодых ученых подключается к участию в крупных грантовых конкурсах.

От года к году растет число недавно защитившихся молодых ученых, выигрывающих свой грант президента. К слову, по их количеству мы сравнялись с традиционным лидером — МГУ. На молодежные гранты РФФИ всегда поступает много заявок от научно-педагогических работников СПбГУ, а в последние годы к конкурсному процессу активно подключаются и только делающие первые шаги в науке исследователи, включая аспирантов.

Отдельно хочу отметить конкурсы по Президентской программе исследовательских проектов РНФ, реализуемых молодыми учеными: в этом году поддержано 29 заявок от СПбГУ. Среди них есть проекты исследователей, готовых перейти к нам из других вузов и городов. Наиболее активны молодые химики, но новые проекты поддержаны даже по такой нетрадиционной для классического вуза области, как инженерные науки. Российский научный фонд планирует сделать эту программу регулярной, и наши специалисты готовы оказывать помощь в подготовке заявок активной молодежи.

Почему сотрудники переходят в СПбГУ и стремятся реализовывать свои гранты именно в первом вузе России? Какие новые возможности открывает им Университет? Насколько сложной является процедура перевода гранта?

Такого рода академическая мобильность является частью нормального стиля научной работы в любой стране. В частности, в некоторых конкурсах РНФ и РФФИ сейчас даже предусмотрено дополнительное финансирование для ученых, которые хотят выполнять грант не в том университете, где они работают. Мы уже неоднократно сталкивались с ситуацией, когда новый сотрудник при переходе на работу в СПбГУ из другого вуза или научного учреждения стремится выполнять работы по гранту именно в Санкт-Петербургском университете. Во всех подобных случаях нами была оказана поддержка для корректного перевода гранта.

Что касается возможностей, то это в первую очередь шанс работать с учеными мирового уровня — такими как Рауль Гайнетдинов, Руслан Валиев, Стив О’Брайен, Алексей Кавокин, Детлеф Баннеман и многие другие. Крупные исследователи являются своего рода центром притяжения — к ним приходят аспиранты, постдоки. Кроме того, немаловажную роль в привлечении ученых к работе в Университете играет созданная в СПбГУ научная инфраструктура, о которой я уже говорил ранее.

Не стоит забывать и о том, что СПбГУ — первый вуз в России, запустивший программу привлечения постдоков. Она успешно реализуется с 2013 года и направлена на создание для молодых ученых возможности работать под руководством ведущих исследователей Университета. Есть и конкурс СПбГУ «Молодой профессор». Выигравшим предоставляется высокая заработная плата, стартовый грант для организации конференций, приобретения оборудования и расходных материалов.