Ученики Академической гимназии СПбГУ занимаются наукой под руководством ведущих ученых России

В Академической гимназии имени Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского университета начала работу научная студия, на занятиях которой школьники смотрят видеолекции и выполняют практические задания, разработанные ведущими российскими учеными.

Научное объединение действует в гимназии с начала учебного года. Студия стала частью сетевого волонтерского проекта «Уроки настоящего», запущенного образовательным центром «Сириус». Сейчас более чем в 20 регионах страны работает 48 таких студий, объединяющих учеников 8–11 классов, которые интересуются актуальными проблемами научно-технологического развития России. Руководят работой старшеклассники, которые этим летом прошли специальную подготовку в ОЦ «Сириус» и выступили с инициативой создания студии в своей школе.

На базе университетской академической гимназии научная студия «Уроки настоящего» была открыта под руководством учениц 11 класса Елизаветы Авдеенко и Олеси Рвач. Администрация школы поддержала идею и выделила помещение для занятий.

Созданные по всей России научные объединения работают по единой программе, которая включает очные и онлайн встречи с ведущими российскими учеными и инженерами, а также выполнение практических заданий. Программа разбита на несколько циклов, каждый из которых посвящен определенной области научного знания. Школьники смотрят видеолекции, получают задания и отправляют ответы с помощью электронной интернет-платформы «Сириус-онлайн».

«Мы занимаемся не по учебникам, а опираясь на опыт авторитетных современных ученых. Задания, которые нам предлагают, связаны с проблематикой "больших вызовов" — это комплекс самых актуальных проблем и рисков, которые сегодня стоят перед человечеством. Работа в студии — это отличная возможность для школьников проявить себя, погрузиться в тему и найти оригинальное решение кейса», — рассказала соруководитель студии Елизавета Авдеенко.

В качестве экспертов и лекторов «Уроков настоящего» выступили, в том числе, ученые Университета — руководитель лаборатории когнитивных исследований СПбГУ Татьяна Черниговская, профессор СПбГУ Елена Казакова, декан физического факультета СПбГУ Михаил Ковальчук. Свое участие в проекте подтвердили декан восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский и руководитель исследовательской лаборатории имени П. Л. Чебышёва СПбГУ Станислав Смирнов.

Добавим, сам проект «Уроки настоящего» появился также благодаря преподавателю СПбГУ, специалисту в области образовательного менеджмента Елене Казаковой.

«Идея создания таких уроков принадлежит сразу нескольким людям — руководителю фонда "Талант и успех" Елене Шмелёвой, мне и школьникам, которые приехали в образовательный центр. Ребята были очень вдохновлены тем, что в "Сириусе" они смогли пообщаться с блестящими специалистами, но посчитали очень несправедливым то, что не все их сверстники имеют такую возможность. В результате мы решили придумать проект, в рамках которого специалисты из различных областей науки смогут делиться со школьниками по всей России своим опытом», — рассказала Елена Казакова.

В настоящее время участники научных студий освоили три цикла программы, которые были посвящены «большим вызовам», современной иммунологии и работе мозга, в частности проблемам дислексии и дисграфии. За каждый пройденный цикл школьникам начислят баллы, и по окончании курса они получат сертификаты. Участники научных студий, чьи работы будут высоко оценены на Всероссийском конкурсе проектных работ, будут приглашены на образовательную программу «Большие вызовы» в ОЦ «Сириус», где они смогут продолжить заниматься интересующей их темой.