Петрографические музейные коллекции СПбГУ: от вулканических бомб до «каменных пришельцев из космоса»

Музейные коллекции Университета содержат более трех миллионов предметов, использующихся для образовательного и научного процесса. Ежегодно естественнонаучные, исторические, литературные, мемориальные и другие экспозиции СПбГУ посещает около 24 тысяч универсантов.

В настоящее время в Санкт-Петербургском университете совершенствуется работа по управлению музейными коллекциями, которая позволит упростить доступ к уникальным культурно-историческим и научным памятникам СПбГУ и сделать их открытыми для еще большего количества посетителей.

Одной из таких экспозиций является Петрографическая музейная коллекция СПбГУ, которая сегодня насчитывает более десяти тысяч экспонатов. Среди них есть образцы затвердевших лав, вулканических бомб и даже пород, образовавшихся при падении метеоритов на Землю.

В этом году 150 лет исполняется микроскопическому методу изучения горных пород в России в этом году. Для петрографов Санкт-Петербургского университета это по-настоящему значимая дата, ведь начало микроскопической петрографии в нашей стране связано с именем профессора СПбГУ Александра Иностранцева.

В 1867 году он опубликовал первую в России работу в этой области — «Петрографический очерк острова Валамо». Уникальный фонд петрографического комплекса музейных коллекций начал формироваться в семидесятых годах XIX столетия по инициативе и при непосредственном участии выдающегося ученого.

Созданная А. А. Иностранцевым кафедра геологии очень скоро стала передним краем геологической науки России, поэтому именно сюда многие известные ученые и путешественники (Н. М. Пржевальский, Г. Н. Потанин, М. В. Певцов, Карл фон Фритч, И. А. Лопатин и другие) привозили геологические коллекции. Их изучением занимался Александр Александрович Иностранцев и его коллеги в СПбГУ.

Так в стенах Петербургского университета оказались, например, шлифы горных пород, собранные в период первой центральноазиатской экспедиции Н. М. Пржевальского, они до сих пор хранятся в комплексе петрографических музейных коллекций.

«На препаратах не указан год, но по некоторым географическим привязкам удалось установить, что это была первая центральноазиатская экспедиция, — рассказывает куратор комплекса Елена Путинцева. -  Мы видим своего рода этику памяти в том, чтобы доносить до общественности информацию о такого рода экспонатах и их значимости».

Исследования Н. М. Пржевальского в свое время произвели настоящий переворот в науке. Его работы сорвали покров неизвестности с Центральной Азии. Исследователь установил направление основных хребтов Центральной Азии и открыл новые, уточнил границы Тибетского нагорья. Собранные им обширные зоологические (7,5 тысяч экземпляров млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, земноводных, рыб), ботанические (гербарий: 15 тысяч экземпляров, в том числе 218 новых видов и семь родов) и минералогические коллекции составляют гордость российских музеев.

Петрографическая коллекция СПбГУ хранит также коллекции шлифов соратников, коллег и последователей путешественника: Г. Н. Потанина, М. В. Певцова, И. А. Лопатина и других. Фонд пополнялся при участии академиков:

• Ф. Ю. Левинсона-Лессинга и А. А. Полканова
  • члена-корреспондента АН СССР Н. А. Елисеева
  • профессоров В. М. Тимофеева, Г. М. Саранчиной, Н. Ф. Шинкарева, Н. В. Котова, С. И. Григорьева
  • доцента В. В. Иваникова

Сохранились также коллекции Высших женских (Бестужевских) курсов, что затрагивает целый культурно-исторический пласт.

Музейные коллекции СПбГУ по сей день активно используются как уникальный иллюстративный материал для студентов Университета, продолжая служить основой подготовки квалифицированных специалистов для геологической отрасли и развития научной мысли. «Коллекции развивались прежде всего как учебные, - комментирует Елена Путинцева. – Сегодня мы рассматриваем возможность создания современной виртуальной версии нашего коллекционного фонда».

Посетителям комплекса петрографических музейных коллекций открываются образцы разнообразных гранитов, габбро, мраморов. Их облик знаком всем жителям и гостям Санкт-Петербурга, так как эти породы использованы при изготовлении многих памятников, отделке зданий исторического центра города, его набережных, мостовых и станций метрополитена.

Кроме того, в СПбГУ есть коллекции вулканических пород, включающие образцы затвердевших лав, вулканических бомб, пепла. Среди экспонатов можно увидеть удивительные породы — импактиты, образовавшиеся при падении метеоритов на Землю. В витринах также экспонируются изменённые породы — метасоматиты, сопровождающие различные виды руд (золотоносных, медно-никелевых, редкометалльных, редкоземельных). Здесь собраны коллекции редких пород, вмещающих природные алмазы, — кимберлитов из крупнейших алмазоносных провинций.

«Минералогическая, палеонтолого-стратиграфическая и петрографическая — эти коллекции связаны исторически, эволюцией геологических знаний, — подчеркивает куратор. — Концептуально они могут дать важнейшую научно-познавательную картину строения и эволюции Земли, возникновения важнейших для экономики России сырьевых ресурсов», — резюмирует Елена Путинцева.