Олимпиада школьников СПбГУ по географии

Олимпиада школьников СПбГУ по географии проводится в два этапа.

Отборочный этап

С целью обеспечения равных возможностей участия школьников из различных регионов России в Олимпиаде школьников СПбГУ отборочный этап с 2016 г. проводится в дистанционной форме на основе on-line системы BlackBoard, куда по тематическим блокам загружается множество вариантов вопросов одного типа. Для каждого участника система автоматически создаёт новый вариант задания методом случайного выбора.

Вариант задания отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по географии включает в себя 25 вопросов разного типа и сложности для 6–8 и 9–11 классов: — тестовые вопросы с выбором одного правильного варианта ответа; — тестовые вопросы с выбором нескольких правильных ответов из множества предложенных вариантов; — вопросы на построение верной последовательности; — вопросы на установление соответствия между элементами двух разных групп; — расчётные задачи; — вопросы на дополнение, требующие самостоятельной формулировки ответа.

Тематика и сложность вопросов соответствуют базовой части общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования. Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на все вопросы Олимпиадного задания при условии отсутствия в них ошибок, неправильных, неполных или неточных ответов, равна 100. Возможен частичный зачёт баллов за неполный ответ. Под неполным понимается ответ, содержащий правильные ответы не на все вопросы задания. В таком случае присуждается  только часть баллов за правильные ответы задания, соответствующая доле от максимально возможного балла. Неверные ответы оцениваются в 0 баллов.

Подсчёт итоговой оценки осуществляется путём суммирования баллов, выставленных за каждый вопрос. Тестовые вопросы с 1 по 10 (типа «один из четырёх») оцениваются максимум в 2 балла. Вопросы с 11 по 20 — максимум в 3 балла. Вопросы с 21 по 25 — в 10 баллов.

На основании полученных участниками отборочного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по географии оценок формируется общий рейтинг участников. Участники, показавшие лучшие результаты, приглашаются на заключительный этап Олимпиады, который проводится на площадках Университета в феврале-марте.

Заключительный этап

Заключительный этап олимпиады школьников СПбГУ проходит только в очной форме в письменном виде по вариантам. Время выполнения заданий Олимпиады — 3 астрономических часа (180 минут). Задания заключительного этапа Олимпиады школьников СПбГУ по географии включают в себя до 8 вопросов разного типа и сложности для 6–8 и 9–11 классов. Это вопросы, требующие расчётов; вопросы на дополнение, требующие самостоятельной формулировки развёрнутого и аргументированного ответа; вопросы, требующие умения работать с картой и знания не только материалов примерных основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования, но и профессиональной географической номенклатуры. Решая задания Олимпиады, участник в полной мере должен продемонстрировать свои способности к анализу фактов, явлений и закономерностей, знание актуальной информации о социально-экономическом пространстве России и мира, а также обладать обширными знаниями в области естественных и общественных наук.

Важной составляющей заключительного этапа Олимпиады являются задания по карте. Работа с картой включает в себя не только знание географической номенклатуры, но также и наличие соответствующих картографических представлений (расположение изучаемых объектов и явлений), знание способов изображения основного содержания и основ построения географической карты.

Наибольшая итоговая сумма баллов, которой могут быть оценены ответы на все вопросы олимпиадного задания при условии отсутствия в них ошибок, неправильных, неполных или неточных ответов, равна 100. Неверные ответы оцениваются в 0 баллов. Возможен частичный зачёт баллов за неполный ответ. Под неполным понимается ответ, содержащий правильные ответы не на все вопросы задания. В таком случае присуждается только часть баллов за правильные ответы задания, соответствующая доле от максимально возможного балла.

Подсчёт итоговой оценки осуществляется путём суммирования баллов, выставленных за каждый из вопросов.


Задания олимпиады прошлых лет

2015-16 учебный год:

2016-17 учебный год:

Для подготовки к Олимпиаде вы можете воспользоваться учебно-методическим пособием.

Архив Олимпиады школьников СПбГУ


Для подготовки к олимпиаде по географии рекомендуется:

Литература

  1. Алисов Н.В. Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учебник. М., 2003.
  2. Антонова Л.В. Удивительная география. М., 2014.
  3. Атлас СССР / Пред. ред. коллегии В.В. Точенов. М., 1984.
  4. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. Занимательная география. 2 изд., стереотип. М. 2006.
  5. Берлянт А.М. Земля: универсальная энциклопедия для юношества. М., 2001.
  6. Бобков А.А., Селиверстов Ю.П. Землеведение: учебник для студенческих учреждений высшего профессионального образования. 4 изд., перераб. и доп. М., 2012.
  7. Большой иллюстрированный атлас школьника. Иллюстрированный атлас мира для школьников. М., 2016.
  8. География: от урока к экзамену: сборник задач. Книга для учителя / Под ред. А.С. Наумова. М., 1999.
  9. Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии: учебное пособие. Смоленск, 1998.
  10. Задачи по географии: пособие для учителей / Под ред. Наумова А.С. М., 1993.
  11. Зайченко О.М. Формирование у учащихся представлений о процессе научного познания: методические рекомендации. В. Новгород, 2000.
  12. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование: учебник. М., 1991.
  13. Как готовиться к олимпиаде по географии. По материалам олимпиад National Geographic и Всероссийской олимпиады / Стивен Ф. Кунха, Наумов А.С.: пер. с англ. В.А. Алексеевой. М., 2008.
  14. Колосов В.А., Мироненко Н.С. Геополитика и политическая география: учебник. М., 2001.
  15. Крашенинников С.П. Описание земли Камчатки. М., 2010. Майорова Т.С. География. Для поступающих в вузы и подготовки к ЕГЭ / Под общей ред. Т.Ю. Симоновой. М., 2010.
  16. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга I. Общая характеристика мира. М., 2005, 2008.
  17. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. Региональная характеристика мира. М., 2005, 2008.
  18. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие. М., 1998.
  19. Максаковский В.П. Литературная география: географические образы в русской художественной литературе. Книга для учителя. М., 2006.
  20. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: методическое пособие. Книга для учителя. 2 изд. М., 2004.
  21. Малов В. Географические карты. М., 2001.
  22. Мир географии: география и географы. Природная среда / Под ред. Рычагов Г.И. и др. М., 1984.
  23. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М., 1991.
  24. Национальный атлас России в 4 т. Т. 1. Общая характеристика территории. М., 2004.
  25. Низовский А.Ю. 500 великих путешествий. М., 2013.
  26. Обзорно-географический атлас мира / Гл. ред. Кезлинг А.Б. М., 2004.
  27. Олимпиады по географии. 6–11 кл.: методическое пособие / Под ред. Климанова О.А., Наумова А.С. 3 изд., стереотип. М., 2004.
  28. Политическая и экономическая география мира: учебное пособие. В 3 ч. / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2006, 2008.
  29. Пономаренко М. Глобус Блау. М., 2017.
  30. Родионова И.А. и др. Пособие по географии для поступающих в вузы. В 2 ч. М., 2004.
  31. Содружество независимых государств: экономическая, социальная и политическая география: учебное пособие / Под ред. Каледина Н.В., Ятмановой В.В. СПб.,2008.
  32. Социально-экономическая география мира: учебное пособие / Под ред. Лаврова С.Б. СПб., 2001.
  33. Справочник по экономической, социальной и политической географии (для студентов и абитуриентов) / Под ред. Каледина Н.В. СПб., 2008.
  34. Физическая география: справочное пособие. 2 изд. / Под ред. Пашканга К.В. М., 1995.
  35. Холина В.Н. География человеческой деятельности: учебное пособие.М., 2004.
  36. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения: пособие для учителя. М., 2000.
  37. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. СПб., 2014. Щукин И.С. Общая геоморфология: учебное пособие для университетов. Т. 1. М., 1960.
  38. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа / Сост. Карпов В.Г. М., 1981.
  39. Энциклопедия стран Мира. М., 2004.

WEB-ресурсы и Интернет-источники:

  1. http://www.rgo.ru — официальный сайт Русского географического общества.

  2. http://www.geo.ru — сайт географического журнала «Гео» (Германия, русская версия).

  3. http://www.vokrugsveta.ru — сайт журнала «Вокруг Света».

  4. http://www.vsled.ru — сайт журнала «Всемирный следопыт».

  5. http://geo.1september.ru — сайт газеты «География».

  6. http://www.geo.pu.ru/modules/PDdownloads/viewcat.php?cid=1

  7. http://www.geo.pu.ru/modules/PDdownloads/viewcat.php?cid=22