Многоликая ГЕО

В СПбГУ провели биогеографический анализ карело-финского эпоса 18 октября 2017 - Лекцию на тему «Природные мотивы эпической поэмы «Калевала» читала Галанина Ольга Владимировна - к.б.н., доцент кафедры биогеографии и охраны природы СПбГУ, старший научный сотрудник Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН

В Санкт-Петербургском университете состоялась открытая лекция цикла «Многоликая ГЕО» на тему «Природные мотивы эпической поэмы «Калевала». Известное произведение открылось перед участниками мероприятия с новой стороны. Вместе с ними доцент СПбГУ Ольга Галанина подробно разобрала карело-финский эпос с точки зрения географии и биологии.

Поэма «Калевала» представляет собой собрание эпических песен — рун, записанных финским языковедом Элиасом Лённротом в деревнях Карелии и землях Ингерманландии. Героические сюжеты тесно переплетаются с описаниями северной природы. Доцент СПбГУ (кафедра биогеографии и охраны природы), кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН Ольга Галанина представила гостям очередной лекции научно-популярного цикла «Многоликая ГЕО» свой взгляд на содержание карело-финского эпоса. Вместе с участниками мероприятия лектор проанализировала текст поэмы в переводе Л. П. Бельского, воссоздав легендарные ландшафты и иллюстрируя повествование собственными фотографиями из поездок и экспедиций по земле Калевалы.

Как географ, Ольга Галанина прежде всего показала собравшимся на карте маршрут Лённрота. По ее словам, он совершил в общей сложности 11 поездок по финской и русской Карелии (1828—1842), в восточные и северные районы Олонецкой и Архангельской губерний. Эти путешествия он совершал пешком, с ружьём и сумой за плечами, или в лодке. Цели его путешествий были прежде всего связаны с фольклором и лингвистикой, однако его путевые записи, дневники и заметки, содержат ценные географические и краеведческие сведения.

«Страна Калевала для Лённрота стала мифической прародиной предков, где они занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, обработкой железа и даже земледелием, изготовлением лодок, кантеле, загадочного сампо, сетей», - рассказала эксперт.

Ольга Галанина обратила внимание участников лекции на точность передачи экологии, мест обитания видов растений в поэме.  В качестве примера кандидат биологических наук привела отрывок одной из рун, в котором главный герой произведения Вяйнямейнен засевает землю:

Засевает он прилежно
Всю страну и все болота,
Все песчаные поляны,
Каменистые равнины.
На горах он сеет сосны,
На холмах он сеет ели,
По пескам он сеет вереск,
Сеет кустики в долинах.
Сеет он по рвам березы,
Ольхи в почве разрыхленной,
И черемуху во влажной,
По местам пониже – иву,
На болотистых – ракиту,
На святых местах – рябину,
На песчаных можжевельник
И дубы у рек широких.

«Вереск действительно растет в сухих местах, на песках, на хорошо освещенных полянах, - подтвердила доцент СПбГУ. -  Можжевельник растет на песках на холмах Карельского перешейка, а черемуха любит влажные места, богатые по минеральному питанию».

Ольга Галанина также отметила присутствие в произведении сюжетов, посвященных природопользованию на рассматриваемой территории. Лектор процитировала отрывок одной из рун, где речь идет о подсечно-огневом землепользовании, а Вяйнямейнен жалеет березу и заботится о птицах:

Вот поет синица с ветки:
«Не взойдет ячмень у Осмо,
Не взойдет овес Калевы:
Не расчищено там поле,
Там не срублен лес под пашню,
Хорошо огнем не выжжен».
Старый, верный Вяйнямейнен
Тут топор устроил острый,
Вырубать леса принялся,
Побросал он их на поле,
Порубил он все деревья
И оставил лишь березу,
Чтобы птицы отдыхали,
Чтоб кукушка куковала.

Не осталась без внимания и геологическая составляющая. В третьей руне разворачивается спор двух героев, в котором самоуверенный юноша Юкагайнен заявляет, что «всех земель старей – болота». Ему возражает Вяйнямейнен:

«Ты еще сказать что хочешь
Иль уж высказал всю глупость?»

Ольга Галанина пояснила, что описываемая в поэме территория – так называемый Вокнаволокский блок – одна из древнейших на планете с точки зрения геологии. «Болота никак не могут быть самыми старыми из земель, они все имеют четвертичный возраст», - подчеркивает эксперт.

Примечательно также, что в одной из рун идет речь о болотной руде:

И в болоте, под водою,
Распростерлося железо,
Там скрывается два года,
Там скрывается и третий
Между пнями двух деревьев,
Между трех корней березы.

«Болотная железная руда образовалась путём отложения бурого железняка на дне болот в виде конкреций (бобовин), твёрдых корок и слоёв, - прокомментировала доцент СПбГУ. - Болотные железные руды Карелии появляются чаще всего в виде оолитов. Своеобразие этого процесса связано с ландшафтом: треть территории Карелии занята озерами и реками, а четверть – болотами. Болота – «производственный комбинат», реки и ручьи «транспортный цех», озера и устья рек – «склад готовой продукции» руды».

Наконец, строки поэмы раскрывают особенности самых разных растений. Так, в одной из рун герой повреждает колено и пытается народными методами остановить кровь:

Старый, верный Вяйнямейнен
Лишаи сдирает с камня,
Мох сбирает на болоте,
На земле срывает травы,
Чтоб закрыть отверстье злое,
Запереть большую рану.

Комментируя эти строки, Ольга Галанина рассказала о видах лишайников. Она также отметила, что сфагновый мох обладает бактерицидными свойствами. По ее словам, во время войны его использовали как перевязочный материал.

Как всегда, лекция цикла «Многоликая ГЕО» вызвала большой интерес у слушателей. Целью таких занятий является не только приобщение учащихся средних общеобразовательных учебных заведений к сообществу универсантов, но и знакомство с удивительным миром науки, возможность еще в школьные годы услышать лекции известных профессоров и преподавателей университета, получить ответы на вопросы, выходящие за рамки школьной программы, и определиться со своей будущей профессией. Кроме того, эти лекции будут, несомненно, интересны всем, кого интересуют науки о Земле, независимо от возраста и уровня образования.

В СПбГУ обсудили проблему изменения климата 15 февраля 2017 - Лекцию на тему «Что происходит с климатом» читал Катцов Владимир Михайлович - доктор физико-математических наук; директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова Росгидромета

В Санкт-Петербургском государственном университете состоялась открытая лекция координирующего автора проекта Климатической доктрины РФ, директора Главной геофизической обсерватории им. Воейкова Владимира Катцова. Ведущий климатолог страны объяснил, почему парниковый эффект — это великое благо для планеты, и сравнил амбициозный проект по созданию глобальной климатической модели с постройкой Вавилонской башни.

Изменение климата, пожалуй, одна из самых обсуждаемых проблем современности. Ориентироваться в информационном потоке, который сопровождает тему глобального потепления, важно не только специалистам, но и всем неравнодушным жителям Земли. Меняется ли газовый состав атмосферы? Влияет ли изменение концентрации парниковых газов на среднюю глобальную температуру атмосферы? И самое главное — является ли хозяйственная деятельность человека причиной этих изменений? На эти вопросы Владимир Катцов отвечает утвердительно. «Согласно предварительным данным, 2016 год стал самым теплым за весь период инструментальных наблюдений. И, несмотря на то, что средняя глобальная температура прошлого года мало отличается от показателей предыдущего рекордсмена, 2015 года, цифры впечатляют. Особенно, если сравнивать с данными доиндустриального периода — времени, когда антропогенное воздействие на климатическую систему было минимальным», — подчеркнул эксперт.

Подробнее читайте  на портале СПбГУ.

Все грани кристаллографии 8 февраля 2017 г — Лекцию на тему «Новые минералы и материалы, или Что такое природоподобные технологии» читал Сийдра Олег Йоханнесович - доцент кафедры кристаллографии СПбГУ, доктор геолого-минералогических наук

Зачем нужно исследовать новые минералы? Как устроены нанотрубки и каким образом конструирование объектов нанометрового размера позволит решить глобальные проблемы? На эти вопросы в рамках лекции цикла «Многоликая ГЕО» ответил доцент СПбГУ Олег Сийдра. Он также рассказал, какие задачи сегодня решает кристаллография.

Каждый день мы встречаемся с кристаллами: они применяются в фармацевтике, вычислительной технике, сельском хозяйстве и других самых разнообразных областях. И в то же время люди практически не замечают ту огромную роль, которую кристаллография играет в современном мире. Чтобы привлечь внимание к науке, которая влияет на жизнь каждого из нас, 2014 год был объявлен ООН Международным годом кристаллографии. В этот год отмечалось столетие с момента зарождения современной науки о кристаллах, когда было начато проведение исследований структуры материи при помощи рентгеновских лучей. «На сегодняшний день общее количество расшифрованных кристаллических структур составляет более миллиона. Первые исследованные минералы были простыми по составу, и тем не менее процесс расшифровки их структуры был достаточно длительным. Практически до 90-х годов XX века было достаточно одной расшифровки, чтобы защитить диссертацию и получить звание кандидата наук, — рассказал Олег Сийдра. — Сегодня ситуация существенно изменилась: уже к третьему курсу многие из студентов-геологов СПбГУ имеют несколько личных расшифровок, а магистранты под руководством преподавателей проводят полноценный кристаллохимический анализ по десяткам расшифрованных кристаллических структур».

Подробнее читайте  на портале СПбГУ.

Город будущего: глубокие решения 5 октября 2016 г. — Лекцию «Городское подземное пространство — пространство возможностей» читал Бобылев Николай Геннадьевич, кандидат технических наук., доцент, заведующий кафедрой экологической безопасности и устойчивого развития регионов СПбГУ

Подземная урбанизация как необходимое условие устойчивого развития городов — как подземное пространство может способствовать созданию более комфортных, здоровых и достойных условий для жизни в наших городах. 

Начать лекцию Николай Геннадьевич предложил с обсуждения основных мировых проблем — изменения климата, роста населения Земли, интенсивного и неустойчивого использования природных ресурсов. «Наша задача, которой мы занимаемся как ученые, заключается в том, чтобы предложить устойчивый путь развития, направленный на рациональное природопользование и бережливое отношение к ресурсам», — объяснил он. С вопросом глобального роста населения тесно связан процесс урбанизации. Города растут быстрыми темпами, ожидается появление новых мегаполисов и метрополий, уже сейчас население агломерации Токио — Йокогама составляет более 30 млн человек; комфортность проживания на таких обширных урбанизированных территориях во многом зависит от их пространственной организации. Часто структура городов моноцентрична: в центре плотность населения значительно больше, чем на окраинах, таким городом является, например, Санкт-Петербург. Другая модель — разрастающийся город с большой площадью и низкой плотностью населения — например, Лос-Анджелес. Идеальной, по мнению планировщиков и ученых, занимающихся устойчивым развитием, стала бы концепция компактного поселения, небольшого города, в котором можно ходить пешком или ездить на общественном транспорте, это позволило бы экономить энергию и уменьшить экологический след.

Подробнее читайте  на портале СПбГУ.

Геммология? Блестяще! 17 февраля 2016 — Лекцию на тему «По всему миру с молотком и лупой» читал выпускник СПбГУ Соколов Павел Борисович, президент ООО «Соколов», директор ICA (International Colored Gemstone Association)

Лектор П.Б.Соколов — выпускник кафедры минералогии 1972 года. После окончания СПбГУ работал на производстве на Кольском полуострове, потом занимался научно-исследовательской работой в нашем университете. В 1990-е годы создал свою компанию по торговле и огранке ювелирных камней, которая заняла достойное место в мире под собственным брендом «СОКОЛОВ». С 2007 года П.Б.Соколов является членом ICA – Международной Ассоциации по Цветным камням, с 2013 года входит в совет Директоров ICA.

Лекция посвящена собственному опыту в добыче и переработке цветных (ювелирных) камней и сопровождается большим количеством уникальных фотоматериалов из архива П.Б.Соколова, а также демонстрацией огранённых ювелирных камней.

«Кто знает, что такое сапфир? — с таким вопросом обратился к слушателям Павел Борисович. — Существуют две ювелирные разновидности минерала корунда: красные называются рубином, а все остальные — сапфиром. Сапфир может быть практически любого цвета, но классическими считаются синие и голубые, а камни прочих оттенков именуют фантазийными или цветными. Одним из самых дорогих цветов является Royal Blue, глубокий и насыщенный синий: только за одно название цена камня возрастает как минимум на 40–50 %».

Подробнее о прошедшей лекции читайте на портале СПбГУ.

Следствие ведут геохимики

Химические элементы могут выступать в роли ищеек природных сокровищ, то есть помогать людям находить месторождения полезных ископаемых. Об этом рассказал на очередной лекции цикла «Многоликая ГЕО» доцент СПбГУ Александр Викторович Сергеев.

Месторождением называют скопление минерального вещества на поверхности или в недрах Земли в результате тех или иных геологических процессов, по количеству, качеству и условиям залегания пригодного для промышленного использования. «Понятие "месторождение" не носит чисто "химический" характер — мы не можем сказать, что определенное количество какого-то элемента является месторождением. Так, на территории Земли порода, в которой содержание платины составляет 10 граммов на тонну, месторождением будет, а если мы найдем платину на Луне, даже с содержанием 100 граммов на тонну, то всё равно ни технически, ни экономически не сможем ее там добывать», — объяснил лектор.

Подробнее о лекции читайте на портале СПбГУ.

Продажа Аляски: взгляд геолога и экономиста 28 января 2015 — Лекцию «Продажа Аляски: взгляд геолога и экономиста» читали Петров Сергей Викторович, к.г.-м.н., доцент кафедры геологии месторождений полезных ископаемых СПбГУ и Котляров Иван Дмитриевич, доцент ВШЭ

Легендарная сделка между правительствами Российской империи и США, в результате которой Россией за 7,2 миллиона долларов были проданы ее владения в Северной Америке (общей площадью 1 519 000 км²), состоялась почти полтора века назад. На лекции цикла «Многоликая ГЕО» доцент СПбГУ Сергей Петров и доцент НИУ ВШЭ Иван Котляров рассказали, насколько выгодным оказался этот шаг для обеих сторон.

Аляска, открытая для Старого Света в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гвоздева и И. Федорова, была владением России в Северной Америке. Население этого региона составляли 2 000 русских и около 50 000 аборигенов, а основой экономики была пушнина – о богатых залежах полезных ископаемых тогда не было ничего известно. «Начиная с 1799 года Аляска осваивалась специально учрежденной монополией — Русско-американской компанией (РАК), — рассказал доцент СПбГУ Сергей Петров. — Из-за удаленности территории и необходимости содержания воинского контингента к середине ХIХ века дефицит бюджета РАК составлял около 300 тысяч рублей в год, хотя ранее регион приносил прибыль. Это была очень серьезная статья расходов для Российской империи, особенно на фоне Крымской войны».

Подробнее о лекции читайте на портале СПбГУ

Сколько народов живет на территории России? 4 февраля 2015 — Лекцию «Проблемы этнической географии и этнополитики на постсоветском пространстве» читал Хрущев Сергей Андреевич, к.г.н., Доцент кафедры региональной политики и политической географии

«Сегодня мы поговорим о многоликой России — во многом она тесно связана с постсоветским пространством, — объяснил лектор. — Неспроста нашей базой будет этническая карта СССР. В России мы все понимаем, что вокруг многонациональная страна. Но многонациональность — это тоже вещь субъективная. Например, сейчас мы насчитываем на территории РФ 193 этноса, обладающих отличительными особенностями материальной и духовной культуры. Однако если использовать другую методику, их может быть и 200, и 300. Именно поэтому мы рассмотрим мозаичность атмосферы постсоветского и российского пространства».

Подробнее о лекции читайте на портале СПбГУ

То, что под ногами 26 ноября 2014 — лекцию «Почвоведение – наука будущего» читал профессор Борис Федорови Апарин,д.с.-х.н., заведующий кафедрой почвоведения и экологии почв

Наука о почве родилась 130 лет назад в Санкт-Петербургском университете, когда вышел труд В. В. Докучаева «Русский чернозем». В нем ученый детально рассмотрел область распространения, способ происхождения, химический состав чернозема, принципы классификации и методы исследования этой почвы. Эта докторская диссертация принесла Докучаеву мировую славу и заслуженно считается основой генетического почвоведения.

«Однако сегодня наука сталкивается с проблемами, порождаемыми современным обществом: сжиганием почвы на биотопливо, ее захоронением под городами и дорогами, возникновением свалок. Все это создает незаживающие язвы на теле планеты», — рассказал на очередной лекции цикла «Многоликая ГЕО» заведующий кафедрой почвоведения и экологии почв СПбГУ профессор Борис Федорович Апарин.

В этот раз встреча со слушателями состоялась в Центральном музее почвоведения им. В. В Докучаева, где школьники, студенты и их родители также смогли ознакомиться с экспонатами и наглядными пособиями. О прошедшей лекции читайте на портале СПбГУ.

В СПбГУ школьникам рассказали, как создаются прогнозы погоды 10 декабря 2014 — лекцию на тему «Как создают прогноз погоды» читал профессор Игорь Николаевич Русин, д.г.н., кафедра климатологии и мониторинга окружающей среды

Профессор кафедры климатологии и мониторинга окружающей среды СПбГУ Игорь Русин рассказал на лекции в рамках цикла «Многоликая ГЕО» об истории развития метеорологии, особенностях работы синоптиков и о том, почему долгосрочные прогнозы не могут быть точными.

«Прогнозист — не тот, кто дает прогноз погоды, а тот, кто несет за него ответственность перед обществом, — заявил Игорь Николаевич всем собравшимся на лекции, посвященной истории и проблемам прогнозирования. — В этом смысле сегодня прогнозистом является даже не сам синоптик, который создает прогноз, а руководитель учреждения. В случае чего именно он будет отвечать. Именно эта ответственность делает сообщение о погоде прогнозом, а не просто сотрясанием воздуха».

О прошедшей лекции читайте на портале СПбГУ

«Алмаз: долгий путь от рудника до потребителя»: в СПбГУ прошла последняя в этом семестре лекция цикла «Многоликая ГЕО» 17 декабря 2014 — лекцию читал Анатолий Александрович Золотарев, к.г.-м.н., доцент кафедры минералогии

Почему алмазы и бриллианты так ценны? Какими свойствами должен обладать минерал, чтобы за сравнительно небольшой по размеру камень на аукционах платили миллионы? Об этом рассказал кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры минералогии СПбГУ Анатолий Золотарев на лекции «Алмаз: долгий путь от рудника до потребителя», прошедшей в рамках цикла «Многоликая ГЕО».

Существует несколько резонов, заявил Анатолий Золотарев: прочность, красота, редкость. Четвертая причина — камень должен пользоваться спросом, быть модным...
О прошедшей лекции читайте на портале СПбГУ

Минералогия — не просто наука о красивых кристаллах 3 декабря 2014 — Лекцию «Современная минералогия: моделирование новых материалов» читал Бритвин Сергей Николаевич, д.м.н., кафедра кристаллографии.

Аннотация:
Природные химические соединения — минералы,  имеют возможность кристаллизоваться в течение длительных отрезков времени и при условиях, недостижимых в лабораторных экспериментах. Поэтому минералы, образующие крупные и совершенные кристаллы, пригодные для изучения их структуры и свойств, являются прекрасными моделями, на основе которых синтезируются новые искусственные вещества и материалы.

Что собой представляет современная минералогия? Этой науке не одна сотня лет, но учение о минералах в ХХI веке отличается от описываемого в учебниках прошлого века.
О прошедшей лекции читайте на портале СПбГУ.