Образовательная программа предполагает подготовку высококвалифицированных специалистов для работы в междисциплинарной области минералогии и материаловедения, ориентированных на разработку инновационных природоподобных технологий, направленных на решение приоритетных Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Программа не имеет аналогов на российском рынке образовательных услуг и реализуется на основе уникального опыта научных школ Санкт-Петербургского государственного университета и имеющегося современного оборудования Научного парка СПбГУ в области анализа структуры и свойств минералов и синтетических материалов. Основой программы является подготовка специалистов, владеющих современным инструментарием и навыками фундаментальных и прикладных научных исследований в области структурной минералогии и материаловедения для работы в научно-исследовательских, научно-образовательных и инновационно-технологических организациях Российской Федерации. Образовательная программа «Структурная минералогия и материаловедение» является междисциплинарной, что позволяет подготовить уникальных специалистов, способных исследовать как природные объекты, так и конструировать соединения с заданными свойствами, не имеющие аналогов в природе.
Преимущества образования
- Программа ориентирована на теоретические и прикладные аспекты, связанные с созданием новых веществ и материалов (в том числе, наноматериалов) на основе знаний о минералах и структурах природного происхождения. Программа является единственной в своем роде и не имеет аналогов в российских вузах.
- Междисциплинарность программы (на стыке геологии, химии, физики, биологии, медицины) позволяет подготовить уникальных специалистов-исследователей кристаллического вещества во всех его проявлениях, способных решать задачи в области изучения как природных (природоподобных) фаз, так и конструировать соединения с заданными свойствами, не имеющие аналогов в природе. Подобное сочетание навыков и знаний из различных научных направлений позволяет получать новые прорывные результаты.
- В процессе обучения магистранты осваивают современные методы синтеза и исследования вещества, а также овладевают навыками работы на новейшем аналитическом оборудовании. При обучении используются междисциплинарные инструментальные ресурсные центры Научного парка СПбГУ, оснащенные новейшим оборудованием и современным программным обеспечением: «Рентгенодифракционные методы исследования», «Геомодель», «Магнитно-резонансные методы исследования» и др.
- При обучении магистранты проходят научно-исследовательские практики, участвуют в российских и международных конференциях мирового уровня, а также имеют возможность проходить стажировки в ведущих европейских лабораториях.
- Магистранты приобретают навыки самостоятельной научной и научно-исследовательской работы для решения фундаментальных и прикладных задач. Научная работа с использованием современных подходов и оборудования начинается с первого дня обучения. Полученные научные результаты публикуются в высокорейтинговых профильных журналах.
- Выпускники программы становятся уникальными специалистами и получают возможность заниматься решением вопросов одного из приоритетных направлений Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации – разработкой инновационных природоподобных технологий.
Учебный план
Учебный план магистранта построен по принципу получения теоретических и практических знаний и навыков, необходимых для дальнейшей работы с кристаллическим веществом. Программа включает в себя базовые курсы, дающие необходимые знания для успешного освоения профессии, специализированные курсы с более углубленными теоретическими основами (необходимыми для научной работы), а также прикладные курсы с большим количеством лабораторных занятий для решения практических задач на производстве.
Особое место занимает научно-исследовательская работа, которая продолжается все время обучения. В работе решается конкретная научная и / или прикладная задача в области структурной минералогии и материаловедения. Для руководства работой зачастую привлекаются ведущие ученые из сторонних, как российских, так и зарубежных организаций.
Основные учебные курсы
- Использование установок Megascience для исследования структуры минералов и материалов
- Взаимосвязь состава, структуры и свойств минералов и производных от них материалов
- Кристаллохимия, методы исследования и области применения радиоактивных минералов и материалов
- Теоретические и практические аспекты рентгеноструктурного анализа
- Биоминерализация и природоподобные биотехнологии
- Структурный и химический полиморфизм минералов
- Кристаллохимия минералов и материалов в экстремальных условиях
- Физические свойства минералов и материалов
- Прогнозирование свойств и получение функциональных материалов
- Основы современного материаловедения
- Классификация и области применения современных функциональных материалов
- Особенности исследования кристаллической структуры минералоподобных и гибридных материалов
- Термодинамика минералов и материалов
- Космохимия и космическая минералогия
- Методы дизайна и синтеза минералоподобных и гибридных материалов
Основные направления исследований
- Структурная минералогия
- Дизайн и синтез современных материалов
- Минералоподобные и гибридные функциональные материалы
- Кристаллохимия соединений урана
- Биоминералогия и биотехнологии
- Органическая минералогия
- Кристаллохимия высоких температур и давлений
- Космическая минералогия
Международные связи (вузы-партнеры)
Магистранты могут воспользоваться различными программами студенческого обмена, возможными в рамках международных договоров СПбГУ с зарубежными университетами-партнерами. Студентам доступны международные программы академической мобильности — Campus Europae, ERANET-MUNDUS, Finnish-Russian Cross-Border University (CBU), Finnish-Russian Student Exchange Programme (FIRST), международные стипендии и гранты (POSCO Russia Fellowship, Fulbright и др.).
Плодотворные партнерские отношения сложились с университетами и научными организациями Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, США.
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- Организации Академии наук (Институт химии силикатов имени И. В. Гребенщикова РАН, Кольский научный центр РАН, Институт вулканологии и сейсмологии РАН)
- Государственные научно-производственные организации («Росатом»)
- Научно-исследовательские организации (Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского)
Выпускники готовы к следующим видам профессиональной деятельности в области исследования кристаллического вещества в России и за рубежом:
- Научно-исследовательская — в академических, научно-исследовательских отраслевых институтах, высших учебных заведениях
- Научно-производственная — в производственных организациях соответствующего профиля
- Научно-педагогическая — в учреждениях общего среднего, профессионального среднего и высшего образования
- Организационно-управленческая — в органах государственного управления природными ресурсами, в научных и производственных организациях, государственных и частных фирмах и компаниях соответствующего профиля
- Проектная — в государственных и частных проектных организациях
- Экспертная — в государственных и коммерческих организациях, ведущих разнообразные минералогические и материаловедческие работы
Ключевые профессии
- кристаллограф
- минералог
- научный сотрудник (в соответствии с профилем)
- преподаватель вуза (в соответствии с профилем)
Организации, в которых работают выпускники
- Университеты России и мира, учреждения системы среднего и общего профессионального образования
- Академические и ведомственные научно-исследовательские организации, связанные с решением геологических, химических и физических проблем
- Частные компании и собственный бизнес