Образовательная программа «Структура, динамика и охрана ландшафтов »

Учебный план 2020 года поступления
Программа вступительного испытания

Образовательная программа магистратуры «Структура, динамика и охрана ландшафтов» ориентирована на подготовку специалистов, способных самостоятельно осуществлять комплексные географические исследования широкого профиля, решать задачи, возникающие в сфере взаимодействия природы и общества на локальном, региональном и глобальном уровнях, в частности, с учётом различных факторов антропогенного воздействия на природные ландшафты и их модификации, отдельные геокомпоненты ландшафта.

Выпускники образовательной программы способны самостоятельно осуществлять научные исследования структуры и динамики ландшафтов, проводить научно-исследовательскую и практическую деятельность в следующих областях: физическая география, ландшафтоведение и ландшафтное планирование, мониторинг состояния природных и культурных ландшафтов, ландшафтная экология, рациональное природопользование, эволюционная география, палеогеография, геохронология, биогеография, география почв и геохимия ландшафтов; инженерная, экологическая, субгляциальная, морская, поисковая и структурная геоморфологии.

Образовательная программа разработана с учетом профессиональных стандартов и запросов работодателей.

Основные учебные курсы

  • Структура, функционирование и охрана ландшафтов
  • Ландшафтная организация городских и промышленных территорий
  • Применение материалов дистанционного зондирования при тематическом картографировании и создании геоинформационных систем
  • Динамика ландшафтов
  • Инженерная география
  • Современные подходы к поддержанию биоразнообразия
  • Геодинамика и литогенез
  • Четвертичная геохронология
  • Опасные экзогенные процессы и геоморфологический риск
  • Инженерная геология и гидрогеология

Основные направления исследований

  • Исследование изменений ландшафтов под влиянием природных процессов и антропогенных воздействий
  • Исследование городских ландшафтов и проектирование особо охраняемых природных территорий
  • Ландшафтные исследования объектов природного и культурного наследия
  • Ландшафтно-динамическое и ландшафтно-экологическое картографирование
  • Моделирование реакций ландшафтов на изменения климата и антропогенные воздействия
  • Динамика геокриологических явлений
  • Абсолютное и относительное датирование четвертичных отложений и донных осадков в рамках палеогеографических исследований на суше и изучения оруденения разных участков дна Мирового океана
  • Геофизические исследования Ладожского и Онежского озер, Белого и Баренцева морей.
  • Выявление геолого-геоморфологических факторов аварийности трубопроводов

Практики

Обучение на образовательной программе «Структура, динамика и охрана ландшафтов» предполагает прохождение  научно-исследовательской и научно - педагогической практики. Научно-исследовательская практика проводится как в полевых, так и в камеральных условиях, в группе или индивидуально (когда магистрант работает в конкретном профильном исследовательском или административно-управленческом учреждении). Научно-педагогическую практику магистранты проходят преимущественно в академической гимназии им. Д.К. Фадеева СПбГУ, а также в учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга и других регионов страны.

  • Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» (Ленинградская область)
  • Государственное учреждение «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт»
  • Институт территориального планирования «Урбаника»
  • Комитет по транспорту Правительства Санкт-Петербурга
  • Ботанический институт им. В.Л. Комарова РАН
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт озероведения Российской академии наук»
  • Федеральное государственное учреждение науки «Тихоокеанский институт географии Дальневосточного отделения РАН»
  • Федеральное государственное научно-производственное предприятие «Полярная морская геологоразведочная экспедиция».
  • Федеральное государственное бюджетное учреждение «ВНИИОкеангеология»

Компетенции выпускников

  • приобретение фундаментальных знаний в области физической географии, ландшафтоведения, ландшафтной экологии, биогеографии, геоморфологии, палеогеографии, четвертичной геологии;
  • навыки составления специализированных карт,
  • навыки прогнозирования вероятных последствий воздействия сооружаемых объектов на природную среду;
  • навыки проведения эколого-географических экспертиз и исследований особенностей природопользования территорий;
  • навыки ландшафтного планирования и проектирования;
  • способность к проведению самостоятельных научных исследований по изучению состояния, динамики и эволюции  географических и экологических систем, реконструкции и истории их развития.

Международные связи (вузы-партнеры)

  • Белградский университет (Сербия)
  • Варшавский университет (Польша)
  • Колледж сельского хозяйства и природных ресурсов Университета Вайоминга (США)
  • Белорусский государственный университет (Минск)
  • Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова (Украина)
  • Софийский университет имени святого Климента Охридского (Болгария)
  • Университет Восточной Финляндии (Финляндия)

Будущая карьера

Выпускники программы готовы к научно-исследовательской, проектной и производственной работе:

    • в заповедниках и иных охраняемых территориях, в природоохранных организациях
    • в области туризма и консалтинга
    • по обеспечению экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности
    • в сфере территориального планирования и градостроительного проектирования
    • в сфере экологического сопровождения проектов освоения и развития территорий
    • в области ГИС-картографирования

    Выпускники программы могут проводить комплексную экологическую экспертизу:

    • проектов развития территорий различного функционального назначения
    • эффективности проектов природопользования
    • Создания и развития сети особо охраняемых природных территорий

    Выпускники также готовы к:

    • разработке и принятию локальных и региональных управленческих решений;
    • инженерно-геологическим и инженерно-экологическим изысканиям при строительстве различных народнохозяйственных объектов;
    • преподаванию географических и экологических дисциплин в учебных заведениях различного уровня, в том числе естественнонаучного, гуманитарного и технического (инженерного) профиля.

    Перечень ключевых профессий:

    • Географ
    • Геоморфолог
    • Ландшафтный эколог
    • ГИС-специалист
    • Эксперт в сфере градостроительства
    • Научный сотрудник
    • Преподаватель высшей школ

    Организации, в которых работают выпускники:

    • Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
    • Ботанический институт РАН
    • Всероссийский геологический институт им. А. П. Карпинского
    • Комитеты Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области
    • ОАО «РосНИПИ урбанистики»
    • ООО «Институт территориального планирования "Урбаника"»
    • СПб ГКУ «НИПЦ Генплана Санкт-Петербурга»
    • Структурные подразделения СПбГУ
    • Федеральное государственное научно-производственное предприятие «Полярная морская геологоразведочная экспедиция»

    Особо стоит выделить работу выпускников в заповедниках и иных охраняемых территориях. Не стоит сбрасывать со счетов и такие области деятельности, как экологический и экстремальный туризм. Многие выпускники  сейчас преподают в средних и высших учебных заведениях, работают в природоохранных и градостроительных организациях, в туристическом бизнесе.