Направление 05.04.03 «Картография и геоинформатика»

Программа «Геоинформационное картографирование». Образовательная программа направлена на подготовку выпускников к научно-исследовательской, проектной, организационно-управленческой, производственно-технологической и педагогической  деятельности в области картографии, геоинформатики, геодезии и дистанционного зондирования.

Обучающиеся в магистратуре приобретают знания по истории и методологии, современным методам и технологиям получения и анализа пространственной информации, по разработке, созданию и использованию картографических изображений и географических информационных систем, баз и банков данных различного назначения, содержания и территориального охвата.

Обучение ориентировано на освоение современных геоинформационных методов создания и использования картографических изображений для изучения, мониторинга, оценки и прогнозирования природных и общественных процессов, экологического состояния, социально-экономического развития регионов, отраслевых комплексов и систем.

В результате освоения образовательной программы магистратуры  формируются следующие основные профессиональные компетенции:

  • знание истории, современных теоретических  концепций, методологии картографии и геоинформатики, понимание их современных проблем и перспектив;
  • владение методами обработки цифровой информации наземных и аэрокосмических съемок, спутникового позиционирования, статистического учета, экспедиционных обследований, мониторинга для создания карт, ведения отраслевых  ГИС-проектов, для картографического и геоинформационного сопровождения принятия управленческих решений, для обоснования социально-экономического развития и территориального планирования регионов;
  • знание и владение основ проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения картографических и геоинформационных исследований с использованием современных подходов и методов, программно-технических комплексов;
  • умение самостоятельно выполнять сбор, обработку, анализ, интеграцию, преобразование геодезических, топографических, фотограмметрических, навигационных, аэрокосмических, пространственных данных; создавать  и использовать картографические изображения и произведения, геоинформационные системы, банки данных и базы знаний различного назначения, содержания и территориального охвата, а также инфраструктуры пространственных данных.

Учебный  план включает дисциплины общенаучного и профессионального циклов, производственные, научно-педагогические практики и научно-исследовательскую работу.

Основные учебные курсы:

  • Геоинформационное картографирование
  • История и методология геодезии, картографии и геоинформатики
  • Менеджмент и маркетинг в картографии и геоинформатике
  • Опыт создания и использования географических информационных систем
  • Правовая и нормативно-техническая база геодезии, картографии и геоинформатики
  • Программное обеспечение географических информационных систем
  • Пространственный анализ средствами географических информационных систем
  • Современные проблемы геодезии, картографии и геоинформатики

Организация учебного процесса предусматривает через дисциплины по выбору продвижение обучающихся по образовательным траекториям, которые позволяют получить углубленную подготовку в отдельных областях картографии и геоинформатики.

Примеры образовательных траекторий:

  • Картография обучение ориентировано на освоение  современных геоинформационных методов создания и использования картографических изображений для изучения, мониторинга, оценки и прогнозирования природных и общественных процессов, экологического состояния, социально-экономического развития регионов, отраслевых комплексов и систем.

Основные дисциплины: «Компьютерные технологии в картографии», «Общегеографическое картографирование», «Издательские технологии в картографии»

Дисциплины по выбору: «Дистанционное зондирование и цифровые технологии фотограмметрии», «Экологическое картографирование», «Атласное картографирование», «Картографирование и создание ГИС для целей территориального  планирования».

  • Геоинформатика  обучение ориентировано на освоение современных методов создания, ведения и использования географических информационных систем (ГИС), баз данных и баз знаний о пространственных  объектах и явлениях.

Основные дисциплины: «Программное обеспечение ГИС», «Проектирование ГИС».

Дисциплины по выбору: «Цифровые методы обработки  данных дистанционного зондирования Земли», «Экологические  ГИС», «Картографирование и создание ГИС  для целей навигации», «Пространственный анализ средствами географических информационных систем».

  • Прикладная геодезия  обучение ориентировано на освоение  современных методов геодезического обеспечения  и сопровождения проектов в области строительства основных видов сооружений, а также  реконструкции,  модернизации и реставрации зданий сооружений.

Основные дисциплины: «Инженерная геодезия»,  «Системы автоматизированного проектирования», «Современные геодезические и фотограмметрические приборы», «Математическая обработка измерений»,  «Спутниковые системы позиционирования».

Дисциплины по выбору: «Современные методы в геодезии», «Промышленная геодезия», «Геодезический мониторинг», «Архитектурная фотограмметрия». 

Магистранты получают навыки самостоятельной научно-исследовательской работы, ведения картографических, геоинформационных и геодезических научно-технических проектов, педагогической деятельности по дисциплинам картографического, геоинформационного и геодезического циклов.

Производственные практики  организуются в картографических, топографо-геодезических, геоинформационных организациях,  в академических и отраслевых институтах и центрах.

Научно-педагогические практики проводятся преимущественно в подразделениях Санкт-Петербургского университета через ведение учебных полевых практик,  практических занятий в рамках образовательных программ бакалавриата и программ дополнительного образования.  

Научно-исследовательская работа выполняется на базе кафедры картографии и геоинформатики, в ресурсных центрах Санкт-Петербургского университета, в организациях, обладающих современной пространственной информацией, передовой программно-технической и аналитической базой.

Основные направления исследований

  • Мониторинг и анализ процессов природы и общества с использованием географических информационных систем и данных дистанционного зондирования Земли
  • Создание карт и атласов с применением современных геоинформационных средств и технологий обработки пространственной информации
  • Методы геодезического мониторинга
  • Применение беспилотных летательных аппаратов и наземного лазерного сканирования в получении пространственной информации
  • История геодезической, картографической и геоинформационной деятельности

Ключевые моменты

Образовательная программа открывает широкие возможности:

  • проведения научных исследований по актуальным направлениям картографии и геоинформатики;
  • участия в исследовательских и изыскательских экспедициях по России и за рубежом во время практик;
  • установления контактов с потенциальными работодателями в процессе обучения;
  • участия в конференциях, семинарах и симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале, в мероприятиях Русского географического общества с публикацией результатов исследований;
  • приобретения уникальной профессии, широко востребованной на рынке труда.

Будущая карьера

Карьера выпускников образовательной программы начинается с должностей: геодезист, топограф, картограф, технический редактор карт, программист приложений, системный аналитик, разработчик WEB и мультимедийных приложений, консультант по геоинформационным системам и технологиям в:

  •  картографических и топографо-геодезических, геоинформационных организациях;
  • в академических, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах и центрах;
  • в органах государственной власти и местного самоуправления;
  • в учреждениях высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по дисциплинам картографического и геоинформационного профилей;
  • в медийных, экологических, общественных и коммерческих  организациях, где в интересах основной деятельности используется  различная пространственная информация;
  • обучение в аспирантуре.