Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Геология»

Цель программы – подготовка высококвалифицированных исследователей для российских и международных университетов и научных учреждений, частных и государственных компаний, связанных с решением геологических проблем.

Программа направлена на подготовку специалистов высшей категории, готовых:

  • осуществлять в соответствии с полученной им специальностью профессиональную деятельность, связанную с решением научно-исследовательских и научно-производственных задач в области геологии;
  • участвовать в качестве руководителя или члена научного коллектива в организации и проведении теоретических, полевых, лабораторных, экспериментальных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении;
  • разрабатывать методологию, новые методы и технологии геологических исследований, нормативные и методические документы в области геологических наук, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования геологического профиля;
  • осуществлять преподавание геологических дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывать геолого-экономические и экологические критерии реализации геологических исследований;
  • участвовать во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-технических конференций.

Ключевые моменты

  • сочетание широкого фундаментального геологического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта ;
  • взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья ;
  • свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, обеспеченный богатейшими информационными ресурсами СПбГУ, позволяет аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить кандидатскую диссертацию высокого уровня;
  • обучение открывает аспирантам широкие возможности путешествий в интереснейшие уголки России и мира в составе исследовательских экспедиций;
  • овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
  • аспиранты принимают активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, проходящих в России и за рубежом;
  • владение профессиональным английским языком, умение решать проблемы, связанные с поиском, разведкой и добычей полезных ископаемых, ставить и решать научные задачи в области геологии позволяет выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
  • участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах.

Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата геолого-минералогических наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством. 

Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях геологии и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.

Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников СПбГУ или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности.

Гранты/проекты 

реализуемые с вузами-партнерами

  • Месторождения полезных Мирового океана, благородных металлов
  • Геофизические исследования подземных вод, сейсмических районов
  • Геохимия зоны окисления рудных месторождений, моделирование природных процессов
  • Геохимические поиски месторождений полезных ископаемых
  • Экологическая геохимия месторождений полезных ископаемых
  • Гидрогеология Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона
  • Грунтоведение и инженерная геология Северо-Западного района
  • Изотопная геология магматических и метаморфических горных пород — радиогенные и стабильные изотопы
  • Кристаллохимия минералов и синтетических соединений, захоронение радиоактивных отходов
  • Минералогия магматических и метаморфических горных пород и условия их образования, исследование драгоценных камней
  • Строение, последовательность, возраст осадочных толщ, структура, состав и происхождение осадочных пород, остатки животных и растений в осадочном слое как информация об истории органического мира Земли и геологических событиях
  • Геологическое развитие Арктического региона и Центральной Азии
  • Роль геологического фактора в зарождении и развитии жизни на Земле, оценка воздействия природных и антропогенных процессов на состояние литогенной сферы, природоохранное обоснование рационального недропользования
  • Геологическое строение нефте-газоносных районов России

Предоставляются возможности использования современного научного оборудования и аналитических приборов лабораторий и ресурсных центров, библиотек, электронных ресурсов СПбГУ. Практикуются стажировки в отечественных и зарубежных университетах и научных учреждениях, а также конкурсы для получения государственных и других именных стипендий и грантов. 

Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности

Ресурсные центры Научного парка СПбГУ:

  • Аналитический ресурсный центр «Рентгенодифракционные методы исследования»
  • Технологический ресурсный центр «Исследование и моделирование геологических и геоэкологических процессов и систем (Геомодель)»
  • Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа
  • Образовательный ресурсный центр по направлению «Химия»
  • Обсерватория экологической безопасности
  • Методы анализа вещества