Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров аспирантуре «География»

Цель программы – подготовка высококвалифицированных исследователей для российских и международных университетов и научных учреждений, частных и государственных компаний, связанных с решением географических и геоэкологических проблем.

Программа направлена на подготовку специалистов высшей категории, готовых:

  • осуществлять в соответствии с полученной им специальностью профессиональную деятельность, связанную с решением научно-исследовательских и научно-производственных задач в области географии и геоэкологии;
  • участвовать в качестве руководителя или члена научного коллектива в организации и проведении теоретических, полевых, лабораторных, экспериментальных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении;
  • разрабатывать методологию, новые методы и технологии географических и геоэкологических исследований, нормативные и методические документы в области географических наук, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования географического и геоэкологического профиля;
  • осуществлять преподавание географических и геоэкологических дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывать экономические и экологические критерии реализации географических исследований;
  • участвовать во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-технических конференций.

Ключевые моменты

  • сочетание широкого фундаментального географического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта;
  • взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья;
  • обучение открывает аспирантам широкие возможности путешествий в регионы РФ, страны СНГ и страны дальнего зарубежья, в том числе в составе исследовательских экспедиций, например, возможность участвовать в международных полярных экспедициях ААНИИ. Аспиранты программы принимают участие в комплексных исследованиях дельты реки Лены, полуострова Таймыр и Соловецких островов с целью восстановления палеогеографических обстановок прошлого и прогноза развития природной среды российской Арктики в будущем;
  • свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, обеспеченный богатейшими информационными ресурсами СПбГУ, позволяет аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить кандидатскую диссертацию высокого уровня;
  • программа учитывает особенности современного рынка и позволяет не просто освоить профессию, востребованную на рынке труда, но и занимать впоследствии руководящие должности в бизнес- структурах, органах государственного управления, проектных и исследовательских организациях, занимающихся решением задач территориального управления и развития, природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического менеджмента и аудита;
  • овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
  • владение профессиональным английским языком и умение решать проблемы территориальной организации общества, взаимодействия природы и человека, регионального прогнозирования и проектирования с эколого-географических позиций позволяют выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
  • аспиранты принимают активное участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале;
  • участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах;
  • многолетнее партнерство с Русским географическим обществом.

Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.

Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях географии, геоэкологии и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.

Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников Института или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности.

Предоставляются возможности использования современного научного оборудования и аналитических приборов лабораторий и ресурсных центров, библиотек, электронных ресурсов СПбГУ. Практикуются стажировки в отечественных и зарубежных университетах и научных учреждениях, а также конкурсы для получения государственных и других именных стипендий и грантов.

Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательские и ресурсные центры, научные лаборатории:

  • Аналитический ресурсный центр «Рентгенодифракционные методы исследования»
  • Космические и геоинформационные технологии
  • Обсерватория экологической безопасности
  • Образовательный ресурсный центр микроскопии и микроанализа
  • Образовательный ресурсный центр по направлению «Химия»
  • Технологический ресурсный центр «Исследование и моделирование геологических и геоэкологических процессов и систем (Геомодель)».
  • Учебно-научная лаборатория геоэкологического мониторинга
  • Лаборатория геоморфологических и палеографических исследований полярных регионов