Основная образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров аспирантуре «География»

Цель программы – подготовка высококвалифицированных исследователей для российских и международных университетов и научных учреждений, частных и государственных компаний, связанных с решением географических и геоэкологических проблем.

Программа направлена на подготовку специалистов высшей категории, готовых:

  • осуществлять в соответствии с полученной им специальностью профессиональную деятельность, связанную с решением научно-исследовательских и научно-производственных задач в области географии и геоэкологии;
  • участвовать в качестве руководителя или члена научного коллектива в организации и проведении теоретических, полевых, лабораторных, экспериментальных и вычислительных исследований, в обработке и интерпретации полученных данных, их обобщении;
  • разрабатывать методологию, новые методы и технологии географических и геоэкологических исследований, нормативные и методические документы в области географических наук, учебно-методические документы высшего и среднего профессионального образования географического и геоэкологического профиля;
  • осуществлять преподавание географических и геоэкологических дисциплин в образовательных учреждениях; разрабатывать экономические и экологические критерии реализации географических исследований;
  • участвовать во внедрении результатов научных исследований, в экспертизе научных работ, в работе научных советов, семинаров, научно-технических конференций.

Ключевые моменты

  • сочетание широкого фундаментального географического образования с индивидуальным подходом к обучению каждого аспиранта;
  • взаимодействие с ведущими специалистами научных центров Санкт-Петербурга, России и зарубежья;
  • широкие возможности путешествий в регионы РФ, страны СНГ и страны дальнего зарубежья, в том числе в составе исследовательских экспедиций, например, в международных полярных экспедициях ААНИИ. Аспиранты программы принимают участие в комплексных исследованиях дельты реки Лены, полуострова Таймыр и Соловецких островов с целью восстановления палеогеографических обстановок прошлого и прогноза развития природной среды российской Арктики в будущем;
  • свободный доступ к современной научной и технической информации, в том числе к публикациям ведущих международных научных издательств, информационные ресурсы СПбГУ позволяют аспирантам полноценно использовать время для самостоятельной работы и подготовить кандидатскую диссертацию высокого уровня;
  • программа учитывает особенности современного рынка и позволяет не просто освоить профессию, востребованную на рынке труда, но и занимать впоследствии руководящие должности в бизнес- структурах, органах государственного управления, проектных и исследовательских организациях, занимающихся решением задач территориального управления и развития, природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического менеджмента и аудита;
  • овладение современными высокотехнологичными методами исследования на базе лабораторий и ресурсных центров Научного парка СПбГУ;
  • владение профессиональным английским языком и умение решать проблемы территориальной организации общества, взаимодействия природы и человека, регионального прогнозирования и проектирования с эколого-географических позиций, что позволяют выпускникам успешно конкурировать на международном рынке труда;
  • участие в конференциях, семинарах, симпозиумах, в том числе в ежегодном Большом географическом фестивале;
  • участие в научно-исследовательской и проектной деятельности, поддерживаемой российскими и международными грантами, и публикация результатов исследований в ведущих российских и международных журналах;
  • многолетнее партнерство с Русским географическим обществом.

Выпускник аспирантуры может защищать диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. Санкт-Петербургский государственный университет имеет право проводить защиты диссертаций по собственным правилам и присуждать ученые степени кандидатов и докторов наук, признаваемые государством.

Учебные планы аспирантов включают в себя три раздела: общий, специальный и индивидуальный. Первый из них содержит обязательные для всех обучающихся курсы, обеспечивающие подготовку к кандидатским экзаменам по истории и философии науки, иностранному языку. Вторая компонента отражает профилизацию аспиранта в определенных областях географии, геоэкологии и смежных дисциплинах. Третья – это дисциплины для формирования индивидуальной образовательной траектории.

Учебный план 2019 года поступления

Подготовку аспирантов ведут профессора и доценты СПбГУ, наиболее активно развивающие научные исследования и дополняющие современные теоретические знания собственными результатами.

Особое место в подготовке занимает работа над выпускной квалификационной работой аспиранта. Темы работы тесно увязываются с текущими научными разработками сотрудников Института или других организаций. Они могут быть предоставлены и самими аспирантами, исходя из предшествующего опыта или перспектив последующей деятельности. По окончании аспирантуры при успешной защите выпускной квалификационной работы выпускнику присваивается квалификация: «исследователь, преподаватель-исследователь».

Практикуется обучение и проведение научно-исследовательских работ в ведущих университетах и крупных научно-исследовательских центрах за рубежом. Обучающиеся могут принять участие в международных программах академической мобильности (Campus Europae, Santander University, Erasmus Mundus External Cooperation Window, Finnish-Russian Cross-Border University, Finnish-Russian student exchange programme), международных стипендиальных программах и грантах (DAAD, Ford).

Ресурсные возможности для научно-исследовательской деятельности

Научно-исследовательские и ресурсные центры, научные лаборатории:

  • Обсерватория экологической безопасности,
  • Геомодель,
  • Центр дистанционного зондирования земли и прикладной геоинформатики,
  • Культивирование микроорганизмов,
  • Методы анализа состава вещества,
  • Рентгенодифракционные методы исследования,
  • Учебно-научная лаборатория биохимии почв,
  • Учебно-научная лаборатория географии и генезиса почв.

Академические партнеры:

  • Агрофизический научно-исследовательский институт РАСХН
  • Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева РАСХН
  • Почвенный институт имени В. В. Докучаева РАСХН
  • Институт физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН
  • Институт биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН
  • Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
  • Всероссийский научно-исследовательский геологический институт имени А. П. Карпинского
  • Институт географии РАН
  • Институт геоэкологии РАН
  • Институт геологии им. Е. М. Сергеева РАН
  • Институт озероведения РАН
  • Ботанический институт имени В. Л. Комарова РАН
  • Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности РАН
  • Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН
  • Институт экологических и водных проблем Севера Карельского научного центра РАН
  • Институт океанологии имени П. П. Ширшова РАН
  • Государственный гидрологический институт
  • Институт водных проблем РАН
  • Главная геофизическая обсерватория имени А. И. Воейкова
  • Государственный научно-исследовательский институт озерного и речного рыбного хозяйства имени Л. С. Берга
  • Российский государственный гидрометеорологический университет
  • Тюменский научно-исследовательский и проектный институт нефти и газа
  • Университеты Германии (Гамбург, Киль Бремен, Берлин, Ганновер), Норвегии, Швеции, Швейцарии, ЮАР, Бразилии, Мексики, Индии, Китая, Японии, Монголии, Киргизии, Казахстана, Белоруссии, cетевой университет БРИКС